Конспект урока математики для 2 класса
Автор: Нечаева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 23 города Элиста республики Калмыкия
План-конспект урока по математике во 2 классе (автор Л.Г. Петерсон) с применением технологии проблемного обучения на уроках математики.
Конспект урока предназначен для учителей начальных классов.
Урок математики во 2 классе
Тема: Прямая. Параллельные прямые.
Цели урока:
— сформировать понятия «точка пересечения», «прямая», «параллельные прямые»;
— учить различать понятия «отрезок», «прямая»;
— закреплять умения переводить и производить действия с величинами, выраженными в м, дм, см;
— учить решать проблемные вопросы;
— развивать память, мышление, речь, внимание, мыслительные операции;
Ход урока.
1. Организационное начало.
2. Актуализация опорных знаний
а) Числовой ряд
— рассмотрите данный ряд чисел:
70 30 90 5 60 40
— Найдите лишнее число. Обоснуйте свой ответ.
— Как называются остальные числа?.
— Назовите наименьшее число, наибольшее.
— Все ли круглые числа записаны? Запишите их.
— Расставьте их в порядке возрастания.
— Какова закономерность расположения этих чисел.
б) Действия с именованными числами ( постановка проблемной ситуации):
— В каких единицах измеряется длина?
Вырази в см:
3 дм = ___ см 7 дм = ____см 1дм 2см = ____ см 9 дм
Вырази в дм:
— Сравните: ( постановка проблемной ситуации) ( знак проблемы)
Высокий уровень:
5см * 5 дм 20 дм *
Средний уровень:
— Сравните. Можно ли сравнивать разные единицы длины?
Низкий уровень:
— Сравните. Что необходимо сделать перед тем, как поставить знаки сравнения?
— Сравните именованные числа только после того, как они будут выражены одинаковыми мерками.
в) Постановка целей и задач урока.
— Поставьте точку К в тетради. Проведите через эту точку прямую а.
— Сколько прямых можно провести через одну точку? ( проблемный вопрос)
— Поставьте две точки А и С. Проведите прямую через эти две точки.
— Как это сделать? ( проблемный вопрос)
(учащиеся предлагают свои решения данной проблемы)
— Проведите через эти точки еще прямые. ( знак проблемы)
— Можно ли провести еще хотя бы одну прямую?.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Через одну точку можно провести сколько угодно прямых, а через две точки можно провести только одну прямую.
— Знали ли вы об этом раньше?
Физминутка
3. Открытие нового.
а) Прямая. Построение прямых. Свойства прямых.
Работа с учебником стр. 6-7
№3 – понятие о точке пересечения двух прямых.
— Постройте две прямые так, чтобы они пересеклись.
— Сколько может быть точек пересечения у двух пересекающихся прямых? ( проблемный вопрос)
Учащиеся делают вывод о том, что две прямые не могут иметь двух и более общих точек
№ 4 – понятия о параллельных прямых
— Назовите прямые, которые даны на странице учебника.
– Имеют ли они точку пересечения? Докажите. ( проблемный вопрос)
Учащиеся делают вывод о том, что прямые можно продолжить сколько угодно долго, но они не пересекутся.
— Такие прямые, которые как ни продолжай, никогда не пересекутся, называются параллельными.
№ 5 – сравнение отрезка и прямой.
— Назовите геометрические фигуры на чертеже.
— Чем отрезок отличается от прямой? ( проблемный вопрос)
(Учащиеся берут катушку ниток и натягивают ее на возможную длину.)
— Что у вас получилось? Почему?
(Это прямая. Она бесконечна)
(Учитель берет ножницы и отрезает нитку в двух участках)
— Что получилось?
(отрезок)
— Чем же отрезок отличается от прямой?
Учащиеся делают вывод: отрезок – это часть прямой. Отрезок имеет начало и конец. Его нельзя продолжить. Прямую можно продолжить сколько угодно долго. Прямая не имеет ни начала ни конца.
— Можно ли измерить длину прямой? ( проблемный вопрос)
— Почему?
— Выполните задание б). Сделайте вывод.
4. Итоги.
— Какие вы сегодня сделали открытия?
— Что заинтересовало больше?
— Что запомнилось? Проведите самоанализ своей работы на уроке.
5. Выставление отметок.