Конспект урока математики «Сложение и вычитание в пределах 10»

Поделиться:

Урок математики в 1 классе. Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10

Цели:

– совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;

– развивать внимание, сообразительность.

Оборудование: рисунки к сказке, геометрические фигуры, магнитная доска, карточки с окошками, раздаточный материал (перфокарты, морковки), ромашки (сигнальные карточки).

Ход урока

I. Сообщение темы, целей урока.

II. Устный счет.

Учитель. Сегодня на урок к нам пришел Колобок. В жизни Колобка было много приключений. Давайте, ребята, поможем ему все приключения обойти стороной.

1. Прямой и обратный счет от 2 до 20, от 5 до 50.

2. Работа с моделью «Числовая ромашка».

— Покажите число, следующее за числом 9, 19 (на сколько больше (меньше), сколько в числе единиц и десятков).

— Покажите число, в котором 1 дес. 3 ед., 2 дес. 5 ед. (назвать предыдущее, увеличить каждое на 3).

— Вставьте нужное число, чтобы равенство было верным (карточки показывает учитель).

5 + □ = 9

7 — □ = 4

10 — □ = 4

6 + □ = 8

□ + 3 = 9

□ -2 = 4

8 — □ = 6

7 + 3 = □

— Прослушайте стихотворные (рифмованные) задачи, устно решите и покажите ответ.

1. На поляне у дубка

Крот увидел 3 грибка,

А подальше у осин

Он нашел еще 1.

Кто ответить нам готов:

Сколько крот нашел грибов?

 

2. Слон, слониха, 2 слоненка

Шли толпой на водопой,

А навстречу 3 тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей.

 

3. Дядя ежик в сад зашел,

10 спелых груш нашел,

7 из них он дал ежатам,

Остальные же — зайчатам.

Сколько груш он дал зайчатам?

III. Закрепление изученного материала.

1. Индивидуальная работа в тетрадях.

Учитель. Обрадовался Колобок, что научился считать и покатился по дорожке. Навстречу ему Заяц. Колобок спел ему песенку, а Заяц говорит: «Если выполнишь мое задание, тогда я тебя отпущу». Давайте, дети, поможем Колобку.

1) 5 + 5 + 2

7 — 0 — 3

10 — 3 — 7

 

2) 16 — 6

18 — 10

35 — 30

 

3) 20 + 7

20 + 30

60 — 20

Учащиеся записывают примеры в тетрадях и вычисляют. Далее ведется фронтальная проверка.

— Чем отличаются задания 1 от заданий 2 и заданий 3?

2. Работа с перфокартами.

2 ученика работают у доски. Далее ведется взаимопроверка, а потом проверка ответов учеников, выполнивших задание на доске.

Конспект урока математики «Сложение и вычитание в пределах 10»

— Что вы, дети, заметили? (Одинаковые ответы.)

— В некоторых примерах переставлены слагаемые местами.

3. Работа с примерами, геометрическим материалом.

Учитель. Пока Зайчик слушал, Колобок убежал. А навстречу ему Волк. Колобок спел ему песенку, а Волк говорит: «А от меня не так-то просто уйти. Выполни мои задания, тогда я тебя отпущу». Давайте, ребята, поможем Колобку.

1) Сравнение чисел при помощи знаков «>», «<», «=».

5 *4 + 3

23 + 8 * 8 + 23

(От перестановки слагаемых сумма не меняется.)

8*10 — 5

18 — 1*17

2) Работа с геометрическим материалом.

Конспект урока математики «Сложение и вычитание в пределах 10»

— Молодец, Колобок, а еще ответь, из каких фигур состоит домик и на какие группы их можно разделить. (Квадраты, треугольник, круги, четырехугольник (прямоугольник). I гр. — квадраты и четырехугольники; II гр. — круги; III гр. — треугольник.)

— А в какой группе должен быть Колобок? (В группе кругов.)

— Прекрасно, Колобок, а вот еще задание.

3) Постановка знаков: +, — 

3 * 6 = 9

12 * 2 = 10

19 * 3 = 16

21 * 4 = 25

— А почему вы ставите эти знаки? (Объяснения учащихся.)

— Пока Волк слушал, Колобок вприпрыжку помчался в лес, бежал, бежал и решил отдохнуть на пеньке.

Физкультминутка

— Нужно ветерку нагнать Колобка.

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Ветер тихо клен качает

(Поднять руки вверх),

Вправо, влево наклоняет.

(Выполнить наклоны рук влево, вправо.)

Раз — наклон и два — наклон.

(Выполнить наклоны туловища влево и вправо, вперед и назад.)

Зашумел листвою клен.

4. Работа над задачами.

Учитель. Отдохнул Колобок и покатился по дорожке. Навстречу ему Медведь. Спел Колобок песенку, а Медведь ему говорит: «Если решишь мои задачи, тогда отпущу тебя».

Давайте, дети, поможем Колобку решить задачи.

Решение 3 задач (по выбору учащихся) дети записывают в тетради.

а) На ветке сидело 15 пчел, вторая улетела. Сколько пчел осталось?

б) В I улье — 13 кг.

Во II улье — ?, на 3 кг.

— Сколько меда взял Медведь из второго улья? (В этой задаче не все данные.)

— Дополните запись краткого условия задачи, соответствующую вопросу. (Необходимо во второй строке рядом с массой меда написать букву б или м, обозначив увеличение или уменьшение числа.)

— Как изменить вопрос, чтобы задача стала составной? (Сколько меда в двух ульях?)

— Хватит ли этого меда каждому из нас, если дать по 1 кг? (Нет. Нужно еще 4 кг. В классе 26 учеников + 1 учитель.)

в) Было — 16 ульев.

Взял — 3 улья.

Осталось — ?

г) На тарелке лежало 5 яблок, 7 огурцов, 10 слив. Сколько фруктов лежало на тарелке? (15.) (Лишнее данное — количество огурцов.)

д) Составьте задачу по выражению 5 + 3.

— Медведь заслушался, а Колобок убежал.

5. Фронтальная работа.

Учитель. Навстречу Колобку спешит Лиса, спел он песенку, а Лиса просит его объяснить, как сосчитать примеры.

Давайте поможем Колобку, ведь примеры трудные.

9 + 4

5 + 8 (8 + 5)

7 + 6

13 — 4

46 — 3

15 — 7

18 + 2

24 + 10

12 + 16

— А Колобок помчался что есть духу к дедушке и бабушке.

6. Игра «Математические морковки».

— Дедушка с бабушкой рады. Так как у них выросла прекрасная морковка, они хотят вас отблагодарить.

Из корзинки учитель вынимает и раздает детям «математические» морковки, на которых написаны числа.

Раскрасить:

• 10-желтым;

• 5 — красным;

• 7 — зеленым.

Учащиеся выполняют задание.

IV. Итог урока.

— Что повторили сегодня?

— Какое задание вызвало у вас затруднение?

— Что вам больше всего понравилось?

— Оцените свою работу на уроке.