Конспект урока математики «Таблица умножения числа 2», 2 класс

Поделиться:

Урок математики во 2 классе с экологическим содержанием. Тема: Умножение числа 2

Цели: составить таблицу умножения числа 2 (рассмотреть четыре случая); совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; активизировать имеющиеся у учащихся преставления о многообразии птиц в нашей местности, расширить экологические представления о приспособленности птиц к условиям жизнеобитания; формировать эмоционально-ценностное отношений к птицам, развивать у детей желание изучать птиц и проявлять заботу о них.

Оборудование: иллюстрация весеннего дерева; картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; экологические знаки; модели скворечника и кормушки; аудиозапись голосов птиц; иллюстрации перелетных птиц; математические таблицы, карточки, «веер» цифр.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. Постановка целей и задач.

Дети (хором).

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Учитель. Послушайте внимательно двустишие и скажите, о каком времени года идет речь.

Тает снег, бегут ручьи,

К нам торопятся грачи. (О весне.)

— О каких весенних признаках говорится в стихотворении?

Тает снег, бегут ручьи,

Скоро прилетят грачи.

— Верно. Известный художник А. К. Саврасов написал знаменитую картину «Грачи прилетели» (картина вывешивается на доску). На ней можно увидеть все весенние признаки. Картина была написана в XIX в. В наших местах грачей можно увидеть и зимой. Первую пару зимующих грачей ученые заметили в 80-х годах XX столетия. Теперь грачи никуда не улетают, остаются зимовать у нас.

— Как вы думаете, почему они остаются на зиму? Чем они питаются? (Ответы детей.)

— Да, грачей уже не пугают зимние холода, птицы приспособились жить вблизи человека и питаться из грязных мусорных баков. Грачи не боятся зимних холодов. Все это говорит о потеплении климата и о санитарном состоянии города (чем больше вороновых птиц можно увидеть на улицах города, тем хуже его санитарное состояние).

— Но ведь кроме грачей есть и другие птицы, которые с наступлением весны спешат в наши края. Именно они поселятся на нашем дереве (открывается изображенное на ватмане дерево с распускающимися листочками), если мы справимся с заданиями.

II. Устный счет.

а) У доски работают 3 человека с карточками, которые решают задачи:

1. Сейчас в нашей стране полностью запрещена охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На какое количество видов зверей и птиц (вместе! запрещена охота?

2. Калифорнийская кукушка за 1 час может пробежать 40 км, а страус — на 30 км больше. Сколько км за 1 час может пробежать страус?

3. Маленькая птичка колибри своими крылышками делает 3 взмаха в секунду, а орел — всего 1 взмах. На сколько взмахов колибри делает больше, чем орел?

б) На своих местах с перфокартами работают 5 человек

(записывают только ответы).

Карточка 1

15 — 6.=

46 + 7 =

35 + 7 =

57 + 3 =

9 + 8 =

62 — 8 =

23 — 4 =

40 — 8 =

Карточка 2

Карточка 4 — задания из карточки 2.

Карточка 5 — задания из карточки 3.

в) Фронтальный устный счет.

Учитель. Поиграем в игру «День-ночь» и узнаем, сколько международных экологических акций проводится за год. (Учитель говорит: «Ночь», учащиеся опускают голову и устно считают. Когда учитель говорит: «День», они поднимают голову и с помощью «веера» цифр показывают результат: 8 + 7 — 6 + 5 + 20 – 4 — 9 = 21.)

Учитель вывешивает таблицу с перечнем международных экологических акций, проводимых во всем мире.

— Вот здесь записаны все акции и даты их проведения. (Читает с детьми.)

— Вы справились с этим заданием, к нам в гости прилетает первая перелетная птица — скворец (учитель «сажает» птицу на «дерево»).

III. 1 апреля — День птиц.

— Вы привыкли, что 1 апреля — День смеха. Но в этот день проходит одна из экологических акций. Как она называется? (Выслушать ответы учащихся.)

— Кто из вас прав, узнаем, решив математические выражения и подставив значения их в порядке возрастания.

12-8             9 + 9           8 + 6                 2 x 5

22-10           2 x 4           15 — 9                9 + 7

 д 

 е 

 н 

 ь

 п

 т

 и

 ц

 4

 6

 8

10

12

14

16

18

— 1 апреля — День птиц. Эта акция зародилась в США в 1894 г. В нашей стране она впервые прошла через 20 лет (1924 г.)

— Как вы думаете, для чего проходит эта акция? (Высказывания детей.)

— Верно, людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнезд. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей, поднимают нам настроение веселым щебетанием. Вспомним, что необходимо сделать и какие правила поведения нам необходимо соблюдать, чтобы птицам нравилось жить около нас и на следующий год они бы вновь прилетели. (Сделать скворечник, повесить кормушку, правильно закрепить ее на дереве, не шуметь вблизи гнезд, не разорять гнезда.)

— Ребята, на этот урок я принесла экологические знаки — модели скворечника и кормушки. Повесим их на веточку нашего «дерева» (учитель прикрепляет экознаки на «дерево»),

— Почему нельзя кормить синиц крошками? (Синицам необходимы кусочки несоленого сала, так как, привыкнув к хлебным крошкам, они будут приносить их в гнездо своим птенцам. Малыши погибнут без белковой пищи.)

— Молодцы, на вопрос ответили, и к нам прилетел жаворонок.

Проверка заданий, выполняемых на доске.

— Молодцы, с заданием справились, и к нам прилетела трясогузка.

Физкультминутка «Мы – птицы»

(игровая имитационная ситуация)

— Мы тропические, самые маленькие птички на Земле — колибри. Мы в поисках цветочного нектара перелетаем с дерева на дерево. Крылышки у нас очень маленькие (плечо прижато к туловищу, предплечье — к плечу), и крылышками мы быстро-быстро машем (взмахи кистями рук). Мы собрали сладкий нектар, присели отдохнуть на веточку (присели на корточки).

— А теперь мы степные орлы. Мы очень голодные, отправляемся на поиски пищи. Мы медленными взмахами огромных крыльев поднимаемся высоко в голубое небо (руки в сторону, медленно их поднимаем и опускаем). Мы парим под облаками, высматриваем добычу (повороты влево-вправо, не опуская рук). Вдруг зорким взглядом мы заметили мышку и, прижав крылья, (руки прижаты к туловищу), камнем летим вниз (быстро присели). Встали (полакомились), сели на свои места.

IV. Работа над новым материалом. Ознакомление с таблицей умножения числа 2.

Учитель. Ребята, обратите внимание на значения выражений, которые вы записывали на доске в порядке возрастания. (4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18). Какую закономерность вы заметили? (Каждое последующее число увеличено на 2.)

— Мы с вами будем составлять таблицу умножения двух, рассмотрев 4 случая. Открываем тетрадочки (записано число, классная работа). На доске — запись:

2 x 2 =

2 x 3 =

2 x 4 =

2 x 5 =

— Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 2? (2 + 2 = 4.)

— В левый столбик записываем произведение, в правый — сумму.

— Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 3?

(2 + 2 + 2 = 6; 2 х 3 = 6.)

— Как можно ответить на этот же вопрос, используя результат первого примера?

— Аналогично находим результат в остальных примерах (2 х 4; 2 х 5.)

На доске и в тетрадях появляется такая запись:

2 x 2 = 4

2 + 2 = 4

2 x 3 = 6

2 + 2 + 2 = 6

2 x 4 = 8

2 + 2 + 2 + 2 = 8

2 x 5 = 10

2 + 2 + 2 + 2 + 2= 10

— Повторите «про себя» все выражения и их значения из левого столбика.

— Повернитесь друг к другу и попробуйте рассказать таблицу своему соседу; если забыли, можно подсмотреть. (Работа в парах.)

— Дома эту таблицу умножения (4 случая) выучите наизусть.

Таблицу мы составили, и к нам прилетели уточки.

V. Работа по учебнику.

VI. Устное решение задач.

— Какие птицы остаются рядом с нами переносить суровые условия зимы и почему? (Воробьи, голуби, синицы и др. Они приспосабливаются к холоду, собираясь в стайки, и зимуют, потому что это неперелетные птицы.)

— Решите «веселую» задачу о них.

Сколько птичек-невеличек

На кормушку прилетело?

Воробьев драчливых пара,

И синичек тоже пара,

Пара сизых голубей

Да пара снегирей.

(Ответ дети показывают на карточках: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.)

— И еще одна задача:

Подсчитано, что одна пара дятлов приносит птенцам за 1 час 90 гусениц, а пара скворцов — на 60 гусениц больше. Сколько гусениц приносят скворцы за 1 час? (150 гусениц.)

— Молодцы, с устными задачами справились, и поэтому к нам прилетели ласточки.

VII. Самостоятельная работа.

а) Устно решение выражений.

В тетрадях записать только значения выражений.

1-й вариант

2-й вариант

35 + 7 = (42)

44 + 8 = (52)

48 + 36 = (84)

37 + 28 = (65)

80 — 25 = (55)

70 — 15 = (55)

— Назовите наибольшее значение выражений. (1-й вариант — 84, 2-й вариант — 65.)

— Поменялись с соседом тетрадями, проверили выполнение задания, поставили простым карандашом отметку.

— Еще одна птичка опустилась на наше «дерево» — соловей.

б) Резервное задание.

— На какую геометрическую фигуру похож клювик у птички? (На треугольник.)

Показать аппликацию «Цыпленок».

— На этой фигуре нужно быстро, точно и умело сосчитать треугольники. (BDO, ВСЕ, ACF, ADF, EOF- всего 6 треугольников.)

— Молодцы, ребята!

VIII. Итог урока.

— Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

— Большое спасибо, всем, кто работал на уроке и был активен. Я думаю, прилетевшим птичкам у нас очень понравилось. Одни из них будут вить гнезда, другие искать для них место, но все они весело щебечут.

— Послушаете их голоса (включить магнитофон с записью щебетания птиц).