Урок математики во 2 классе с экологическим содержанием. Тема: Умножение числа 2
Цели: составить таблицу умножения числа 2 (рассмотреть четыре случая); совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; активизировать имеющиеся у учащихся преставления о многообразии птиц в нашей местности, расширить экологические представления о приспособленности птиц к условиям жизнеобитания; формировать эмоционально-ценностное отношений к птицам, развивать у детей желание изучать птиц и проявлять заботу о них.
Оборудование: иллюстрация весеннего дерева; картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; экологические знаки; модели скворечника и кормушки; аудиозапись голосов птиц; иллюстрации перелетных птиц; математические таблицы, карточки, «веер» цифр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Постановка целей и задач.
Дети (хором).
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Учитель. Послушайте внимательно двустишие и скажите, о каком времени года идет речь.
Тает снег, бегут ручьи,
К нам торопятся грачи. (О весне.)
— О каких весенних признаках говорится в стихотворении?
Тает снег, бегут ручьи,
Скоро прилетят грачи.
— Верно. Известный художник А. К. Саврасов написал знаменитую картину «Грачи прилетели» (картина вывешивается на доску). На ней можно увидеть все весенние признаки. Картина была написана в XIX в. В наших местах грачей можно увидеть и зимой. Первую пару зимующих грачей ученые заметили в 80-х годах XX столетия. Теперь грачи никуда не улетают, остаются зимовать у нас.
— Как вы думаете, почему они остаются на зиму? Чем они питаются? (Ответы детей.)
— Да, грачей уже не пугают зимние холода, птицы приспособились жить вблизи человека и питаться из грязных мусорных баков. Грачи не боятся зимних холодов. Все это говорит о потеплении климата и о санитарном состоянии города (чем больше вороновых птиц можно увидеть на улицах города, тем хуже его санитарное состояние).
— Но ведь кроме грачей есть и другие птицы, которые с наступлением весны спешат в наши края. Именно они поселятся на нашем дереве (открывается изображенное на ватмане дерево с распускающимися листочками), если мы справимся с заданиями.
II. Устный счет.
а) У доски работают 3 человека с карточками, которые решают задачи:
1. Сейчас в нашей стране полностью запрещена охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На какое количество видов зверей и птиц (вместе! запрещена охота?
2. Калифорнийская кукушка за 1 час может пробежать 40 км, а страус — на 30 км больше. Сколько км за 1 час может пробежать страус?
3. Маленькая птичка колибри своими крылышками делает 3 взмаха в секунду, а орел — всего 1 взмах. На сколько взмахов колибри делает больше, чем орел?
б) На своих местах с перфокартами работают 5 человек
(записывают только ответы).
Карточка 1
15 — 6.= | 46 + 7 = | 35 + 7 = | 57 + 3 = |
9 + 8 = | 62 — 8 = | 23 — 4 = | 40 — 8 = |
Карточка 2
Карточка 4 — задания из карточки 2.
Карточка 5 — задания из карточки 3.
в) Фронтальный устный счет.
Учитель. Поиграем в игру «День-ночь» и узнаем, сколько международных экологических акций проводится за год. (Учитель говорит: «Ночь», учащиеся опускают голову и устно считают. Когда учитель говорит: «День», они поднимают голову и с помощью «веера» цифр показывают результат: 8 + 7 — 6 + 5 + 20 – 4 — 9 = 21.)
Учитель вывешивает таблицу с перечнем международных экологических акций, проводимых во всем мире.
— Вот здесь записаны все акции и даты их проведения. (Читает с детьми.)
— Вы справились с этим заданием, к нам в гости прилетает первая перелетная птица — скворец (учитель «сажает» птицу на «дерево»).
III. 1 апреля — День птиц.
— Вы привыкли, что 1 апреля — День смеха. Но в этот день проходит одна из экологических акций. Как она называется? (Выслушать ответы учащихся.)
— Кто из вас прав, узнаем, решив математические выражения и подставив значения их в порядке возрастания.
12-8 9 + 9 8 + 6 2 x 5
22-10 2 x 4 15 — 9 9 + 7
д | е | н | ь | п | т | и | ц |
4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
— 1 апреля — День птиц. Эта акция зародилась в США в 1894 г. В нашей стране она впервые прошла через 20 лет (1924 г.)
— Как вы думаете, для чего проходит эта акция? (Высказывания детей.)
— Верно, людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнезд. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей, поднимают нам настроение веселым щебетанием. Вспомним, что необходимо сделать и какие правила поведения нам необходимо соблюдать, чтобы птицам нравилось жить около нас и на следующий год они бы вновь прилетели. (Сделать скворечник, повесить кормушку, правильно закрепить ее на дереве, не шуметь вблизи гнезд, не разорять гнезда.)
— Ребята, на этот урок я принесла экологические знаки — модели скворечника и кормушки. Повесим их на веточку нашего «дерева» (учитель прикрепляет экознаки на «дерево»),
— Почему нельзя кормить синиц крошками? (Синицам необходимы кусочки несоленого сала, так как, привыкнув к хлебным крошкам, они будут приносить их в гнездо своим птенцам. Малыши погибнут без белковой пищи.)
— Молодцы, на вопрос ответили, и к нам прилетел жаворонок.
Проверка заданий, выполняемых на доске.
— Молодцы, с заданием справились, и к нам прилетела трясогузка.
Физкультминутка «Мы – птицы»
(игровая имитационная ситуация)
— Мы тропические, самые маленькие птички на Земле — колибри. Мы в поисках цветочного нектара перелетаем с дерева на дерево. Крылышки у нас очень маленькие (плечо прижато к туловищу, предплечье — к плечу), и крылышками мы быстро-быстро машем (взмахи кистями рук). Мы собрали сладкий нектар, присели отдохнуть на веточку (присели на корточки).
— А теперь мы степные орлы. Мы очень голодные, отправляемся на поиски пищи. Мы медленными взмахами огромных крыльев поднимаемся высоко в голубое небо (руки в сторону, медленно их поднимаем и опускаем). Мы парим под облаками, высматриваем добычу (повороты влево-вправо, не опуская рук). Вдруг зорким взглядом мы заметили мышку и, прижав крылья, (руки прижаты к туловищу), камнем летим вниз (быстро присели). Встали (полакомились), сели на свои места.
IV. Работа над новым материалом. Ознакомление с таблицей умножения числа 2.
Учитель. Ребята, обратите внимание на значения выражений, которые вы записывали на доске в порядке возрастания. (4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18). Какую закономерность вы заметили? (Каждое последующее число увеличено на 2.)
— Мы с вами будем составлять таблицу умножения двух, рассмотрев 4 случая. Открываем тетрадочки (записано число, классная работа). На доске — запись:
2 x 2 =
2 x 3 =
2 x 4 =
2 x 5 =
— Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 2? (2 + 2 = 4.)
— В левый столбик записываем произведение, в правый — сумму.
— Как узнать, сколько получится, если 2 умножить на 3?
(2 + 2 + 2 = 6; 2 х 3 = 6.)
— Как можно ответить на этот же вопрос, используя результат первого примера?
— Аналогично находим результат в остальных примерах (2 х 4; 2 х 5.)
На доске и в тетрадях появляется такая запись:
2 x 2 = 4 | 2 + 2 = 4 |
2 x 3 = 6 | 2 + 2 + 2 = 6 |
2 x 4 = 8 | 2 + 2 + 2 + 2 = 8 |
2 x 5 = 10 | 2 + 2 + 2 + 2 + 2= 10 |
— Повторите «про себя» все выражения и их значения из левого столбика.
— Повернитесь друг к другу и попробуйте рассказать таблицу своему соседу; если забыли, можно подсмотреть. (Работа в парах.)
— Дома эту таблицу умножения (4 случая) выучите наизусть.
Таблицу мы составили, и к нам прилетели уточки.
V. Работа по учебнику.
VI. Устное решение задач.
— Какие птицы остаются рядом с нами переносить суровые условия зимы и почему? (Воробьи, голуби, синицы и др. Они приспосабливаются к холоду, собираясь в стайки, и зимуют, потому что это неперелетные птицы.)
— Решите «веселую» задачу о них.
Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара,
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
Да пара снегирей.
(Ответ дети показывают на карточках: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.)
— И еще одна задача:
Подсчитано, что одна пара дятлов приносит птенцам за 1 час 90 гусениц, а пара скворцов — на 60 гусениц больше. Сколько гусениц приносят скворцы за 1 час? (150 гусениц.)
— Молодцы, с устными задачами справились, и поэтому к нам прилетели ласточки.
VII. Самостоятельная работа.
а) Устно решение выражений.
В тетрадях записать только значения выражений.
1-й вариант | 2-й вариант |
35 + 7 = (42) | 44 + 8 = (52) |
48 + 36 = (84) | 37 + 28 = (65) |
80 — 25 = (55) | 70 — 15 = (55) |
— Назовите наибольшее значение выражений. (1-й вариант — 84, 2-й вариант — 65.)
— Поменялись с соседом тетрадями, проверили выполнение задания, поставили простым карандашом отметку.
— Еще одна птичка опустилась на наше «дерево» — соловей.
б) Резервное задание.
— На какую геометрическую фигуру похож клювик у птички? (На треугольник.)
Показать аппликацию «Цыпленок».
— На этой фигуре нужно быстро, точно и умело сосчитать треугольники. (BDO, ВСЕ, ACF, ADF, EOF- всего 6 треугольников.)
— Молодцы, ребята!
VIII. Итог урока.
— Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
— Большое спасибо, всем, кто работал на уроке и был активен. Я думаю, прилетевшим птичкам у нас очень понравилось. Одни из них будут вить гнезда, другие искать для них место, но все они весело щебечут.
— Послушаете их голоса (включить магнитофон с записью щебетания птиц).