Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Поделиться:

Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса

Автор: Мантуленко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Камышина, Волгоградской обл.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока математики в 1 классе по теме  «Число 9, цифра 9.» Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На уроке используются технологии проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;

— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Формы работы:

— фронтальная

— коллективная

— самостоятельная

— дифференцированная

Методы:

— наглядный

— диалог

— беседа

— практическая работа

— самостоятельная работа

Тип урока: Открытие нового

Форма: Классно – урочная.

Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, записи на доске, иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, веера цифр для учащихся, атрибуты для инсценировки, учебник — тетрадь по математике Л.Г.Петерсон (УМК «Школа 2000»).

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.

Видеофрагмент песни «Какой чудесный день…» из мультфильма

Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок? 

— А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

— Можем ли мы открывать новое?

— Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

— Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация опорных знаний.

— Начинаем урок с математической разминки.

— Некоторые ребята будут работать по карточкам   Индивидуальные карточки

1.  Восстановить числовой ряд.

— Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

а

й

б

о

л

и

т

2

3

4

5

6

7

8

— Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

— Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

— Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )                  

— Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) — показ фотографии.

— Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

— Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду

— Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства  на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.

— Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

— Покажите последующее число для 5.

— Покажите предыдущее число для 4.

— Какое число стоит слева от 3.

— Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

— Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

 — К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас  помощи.

1)    Запишите примеры  и решите их с помощью числового отрезка

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 – 3 =

6 + 3 =

— Вы смогли выполнить задание? (Нет)

— Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8,  и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. — открывается карточка с темой урока)

— Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

Физминутка: под музыку

— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

5. Открытие новых знаний

Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

1. Определить количественно число 9.

2. Определить место положение числа 9 на числовом луче.

3. Научиться писать цифру 9.

1. Определить количественно число 9.

— Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)

1р.- «домино»

2р.- круги

3р. — палочками

* исследование детей

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», — говорили в древности.             Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.         

Нади и Саши! Вам интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с этим числом. Вы очень талантливы.

Можете даже стать лидером.  Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно придёт!

Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?

2) Место числа на числовом отрезке

– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

—  Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

— За каким числом следует число 8?  (Число 9 следует за числом 8)

— Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

— Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

— Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

— Как мы различаем понятие число и цифра?

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра — значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

— А на что похожа цифра 9?

— Как пишется цифра 9?

( Учитель объясняет)

— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

-Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

— Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

Подчеркните самую красивую цифру .

4) — Возвратимся  к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

А как же лисичка, теперь мы можем ей помочь?

Физминутка

— Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под «Песню Красной Шапочки»)

6. Работа над составом числа.

— Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль

1) Инсценировка (авторский текст)

У девятки день рожденья,

Числа  все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили  ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это,  дети!

2)    Заселим домик

— Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.

— Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

7. Первичное закрепление

1)    повторение состава числа 9.

– Откройте учебник на с.18 №2.

 1 уч- к комментирует 1 столбик у доски

2)    самостоятельная работа с проверкой по эталону

1р. – 2 столбик

2р.- 3 столбик

3р.- 4 столбик

Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы

3) самостоятельная работа по выбору

— А теперь предлагаю вам ещё одно задание.

Доктор Айболит  затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.

Проверка: — … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?

— Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3 Дельфину – 5, птичке – 7, бабочке – 9, собачке – 2)

8. Итог урока.

— Вспомните, какой была тема нашего урока.

— Достигли целей урока?

— Что нам помогло?

— С каким настроением заканчиваете урок?

— Что понравилось на уроке?

— Кому можете сказать спасибо?

— Трудности были? Есть над чем работать ещё? 

— Как выдумаете, как мы потрудились?

— Оцените свою работу.

— Покажите Айболиту какова температура вашей работы. (Самооцека)

— Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)

— Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

— Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.