Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Поделиться:

Методическая разработка урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Автор: Махрова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 71,  г. Уфа Республика Башкортостан

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока математики в 4 классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника». Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, работающим по учебникам математики Л.Г. Петерсон. Урок построен таким образом, что обучающиеся сами приходят к выводу формулы нахождения площади прямоугольного треугольника.

Конспект урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»

Цели:

— познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»;

— вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

— повторить виды углов, треугольников;

— закреплять умение решать задачи разного вида;

— развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.

Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон 4 класс (2 часть), прямоугольники на каждого ребенка, вырезанные из картона со сторонами 10 и 6 см, блок-схема для устного счета (Приложение 1 состоит из 4-х листов: рис. 1-4), ножницы, плакат с формулой вычисления площади прямоугольного треугольника (Приложение рис 3 рис. 6), рисунок Древнего Египта (Приложение 2  рис. 5).

Рисунок 1

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Рисунок 2

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Рисунок 3

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Рисунок 4

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Рисунок 5

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

Рисунок 6

Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, всем доброе утро! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой нахождения площади, а для этого нам придётся отправиться в Древний Египет, а также вспомним какие бывают треугольники и узнаем что такое катет и гипотенуза. Повторим проценты и продолжим отрабатывать вычислительные навыки.

II. Актуализация опорных знаний.

1) вычисления по блок-схеме. (Приложение 1)

2) логические задачи:

На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

Купили 4 шара красного и желтого цвета. Красных шаров больше. Сколько шаров каждого цвета купили?

Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажет  2 таких термометра?

3) виды треугольников

— На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске? (На доске размещены различные треугольники).

— Разделите треугольники на группы: тупоугольные, остроугольные и прямоугольные.

— Как будете действовать?

III. Открытие нового.

1) -Назовите в прямоугольных треугольниках стороны, которые образуют прямой угол.

— Прочитайте в учебнике на стр. 94 №2 как называются эти стороны.

— А как называется сторона противолежащая прямому углу?

№2 стр. 94.

— Назовите у прямоугольных треугольников катеты и гипотенузы.

2) Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. (На доске рисунок. Приложение 2)

Значит, зная, как вычислять площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами.

Постановка задачи: научиться вычислять площадь треугольника.

3) Площадь прямоугольного треугольника.

— Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? Как?

Практическая работа.

— Перед вами прямоугольники. Измерьте стороны и найдите его площадь.

— Проведите диагональ и разрежьте по ней.

— Сколько фигур получилось?

— Как они называются?

— Какие они по площади? Докажите. (Путем наложения)

— Чему равна площадь каждого треугольника?       Sпр. : 2

— А как мы нашли площадь прямоугольника? Значит, какой записью можно заменить букву S?

— А что такое «а» и «в» в прямоугольном треугольнике?

— Значит, делаем вывод, как найти площадь прямоугольного треугольника?

Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведению катетов.

S = (a х b) : 2     (Приложение 3)

— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 95.

Физкультминутка.

(Гимнастика для глаз)

Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

IV. Первичное закрепление.

— Давайте используем наши знания на практике.

1). Стр. 95 № 5.

а) Посмотрите на чертеж №5(1). Что известно? Что заметили?

Как найти площадь треугольника?

Запишите.

б) Рассмотрите чертеж №5(2). Из каких фигур состоит данная фигура?

Как найти площадь всей фигуры?

Запишите решение.

в) №5(3). Самостоятельное решение, проверка.

V. Повторение пройденного.

1) Решение задачи. Стр. 96. № 8.

— Прочитайте задачу.

— Как заполним схему к задаче?

— Ваши предложения по решению задачи? (Решение задачи.)

2) Самостоятельное решение № 10(а) и №12(а) на стр. 96. (Несколько учеников  работают  у доски).

VI. Рефлексия.

— Что понравилось на уроке?

— Что нового для себя узнали?

— Что показалось трудным?

— Какую формулу мы сегодня вывели?

— Где можно в жизни применить эти знания?

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.

1 уровень: стр. 96 № 10(б), 11(а)

2 уровень: стр. 96 № 9, 11(в) .