Методическая разработка урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»
Автор: Махрова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 71, г. Уфа Республика Башкортостан
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока математики в 4 классе по теме «Площадь прямоугольного треугольника». Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, работающим по учебникам математики Л.Г. Петерсон. Урок построен таким образом, что обучающиеся сами приходят к выводу формулы нахождения площади прямоугольного треугольника.
Конспект урока математики по теме «Площадь прямоугольного треугольника»
Цели:
— познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»;
— вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
— повторить виды углов, треугольников;
— закреплять умение решать задачи разного вида;
— развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон 4 класс (2 часть), прямоугольники на каждого ребенка, вырезанные из картона со сторонами 10 и 6 см, блок-схема для устного счета (Приложение 1 состоит из 4-х листов: рис. 1-4), ножницы, плакат с формулой вычисления площади прямоугольного треугольника (Приложение рис 3 рис. 6), рисунок Древнего Египта (Приложение 2 рис. 5).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, всем доброе утро! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой нахождения площади, а для этого нам придётся отправиться в Древний Египет, а также вспомним какие бывают треугольники и узнаем что такое катет и гипотенуза. Повторим проценты и продолжим отрабатывать вычислительные навыки.
II. Актуализация опорных знаний.
1) вычисления по блок-схеме. (Приложение 1)
2) логические задачи:
На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Купили 4 шара красного и желтого цвета. Красных шаров больше. Сколько шаров каждого цвета купили?
Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажет 2 таких термометра?
3) виды треугольников
— На какие группы по виду углов можно разделить треугольники, изображенные на доске? (На доске размещены различные треугольники).
— Разделите треугольники на группы: тупоугольные, остроугольные и прямоугольные.
— Как будете действовать?
III. Открытие нового.
1) -Назовите в прямоугольных треугольниках стороны, которые образуют прямой угол.
— Прочитайте в учебнике на стр. 94 №2 как называются эти стороны.
— А как называется сторона противолежащая прямому углу?
№2 стр. 94.
— Назовите у прямоугольных треугольников катеты и гипотенузы.
2) Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на треугольники. (На доске рисунок. Приложение 2)
Значит, зная, как вычислять площадь треугольника, можно найти площадь любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя древними египтянами.
Постановка задачи: научиться вычислять площадь треугольника.
3) Площадь прямоугольного треугольника.
— Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? Как?
Практическая работа.
— Перед вами прямоугольники. Измерьте стороны и найдите его площадь.
— Проведите диагональ и разрежьте по ней.
— Сколько фигур получилось?
— Как они называются?
— Какие они по площади? Докажите. (Путем наложения)
— Чему равна площадь каждого треугольника? Sпр. : 2
— А как мы нашли площадь прямоугольника? Значит, какой записью можно заменить букву S?
— А что такое «а» и «в» в прямоугольном треугольнике?
— Значит, делаем вывод, как найти площадь прямоугольного треугольника?
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведению катетов.
S = (a х b) : 2 (Приложение 3)
— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 95.
Физкультминутка.
(Гимнастика для глаз)
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
IV. Первичное закрепление.
— Давайте используем наши знания на практике.
1). Стр. 95 № 5.
а) Посмотрите на чертеж №5(1). Что известно? Что заметили?
Как найти площадь треугольника?
Запишите.
б) Рассмотрите чертеж №5(2). Из каких фигур состоит данная фигура?
Как найти площадь всей фигуры?
Запишите решение.
в) №5(3). Самостоятельное решение, проверка.
V. Повторение пройденного.
1) Решение задачи. Стр. 96. № 8.
— Прочитайте задачу.
— Как заполним схему к задаче?
— Ваши предложения по решению задачи? (Решение задачи.)
2) Самостоятельное решение № 10(а) и №12(а) на стр. 96. (Несколько учеников работают у доски).
VI. Рефлексия.
— Что понравилось на уроке?
— Что нового для себя узнали?
— Что показалось трудным?
— Какую формулу мы сегодня вывели?
— Где можно в жизни применить эти знания?
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание.
1 уровень: стр. 96 № 10(б), 11(а)
2 уровень: стр. 96 № 9, 11(в) .