Урок русского языка в начальной школе. Тема «Многозначность слов»
Цель: показать, что многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующих о богатстве, яркости русской лексики.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя.
Многие слова русского языка могут иметь не одно, а несколько значений. Например, слово язык имеет такие значения:
Больно прикусил язык (орган речи).
Язык до Киева доведет (способность говорить).
И назовет меня всяк сущий в ней язык (народ). (А. Пушкин.)
Разведчики добывали языка (пленного солдата, от которого получают сведения).
Без языка и колокол нем (металлический стержень, подвешенный в колоколе).
Слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (другие) как вторичное.
Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а другие вторичными.
2. Практическая работа.
1) Учитель вывешивает таблицу и спрашивает:
В каких значениях выступает слово земля в следующих предложениях?
Мореплаватели увидели землю.
Земля в этих местах плодородная.
Ничего нет на свете красивее и дороже родимой земли.
Фермеры разрабатывают новые земли на другом берегу реки.
Космонавты установили сообщение «Земля — Луна».
Текст можно проиллюстрировать, чтобы определить, в каком значении выступает слово «земля».
2) Прочитать с таблицы следующие примеры, установить, где одинаковые слова употребляются в прямом и переносном смысле:
Блеск молнии Вершина горы Зерно пшеницы Свет солнца Цепь якоря | Блеск остроумия Вершина славы Зерно истины Свет знания Цепь событий |
3) Объяснить слово металл в словосочетаниях, которые характеризуют людей:
стальная воля, железные мускулы, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы, серебряный голос, оловянные глаза, луженая глотка, бронзовая кожа.
Прослушивание и обсуждение стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране».
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать Тебе и мне.
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
— Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?
— Какие еще значения имеют эти слова?
3. Сказка-малютка (рассказывает Знайкин).
Про хвосты и головы
Это было давно. Животные в те времена не имели хвостов. И вот прошла весть, что в ближайшем магазине появились в продаже хвосты. Слон и его две дочери прибежали последними и встали в хвост очереди. Им достались лишь маленькие хвостики.
— Какое значение имеет здесь слово хвост? Может ли быть хвост у колонны? А голова?
— Когда еще мы употребляем слово голова?
Один из учеников читает стихотворение.
Лиса и петух
Встав на цыпочки, Лисица
За плетень во двор косится:
— Петушок, Петушок,
Дай на время гребешок!
Расчешу я только хвост! –
А Петух не так уж прост.
Знает: что возьмет Лисица,
То назад не воротится!
К. Кубилинскас
— Зачем нужен был лисе гребешок?
— Какие значения имеет слово гребешок?
— Чем похожи гребешок для расчесывания волос и гребешок петуха?
4. Работа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Вопросы:
— Какой краски взял художник больше для создания картины?
— Почему осень называют золотой? Какое сходство в цвете у значений слов золотой и желтый?
Ответы могут быть примерно такими: О желтом цвете часто говорят «золотой», потому что золото «желтое».
— О каких растениях можно сказать, что они «золотые»? Вывесить иллюстрацию.
Ответ: золотой подсолнух, золотой одуванчик.
Знайкин делает вывод:
Если слова имеют много значений, они называются многозначными:
1. У слова может быть не одно, а несколько значений.
Рукав пальто — рукав реки.
Ножка ребенка — ножка стула, ножка гриба.
2. Новое значение у слова может появиться, если один предмет похож на другой.
3. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
5. Почему мы так говорим?
Золотое руно. Аргонавты
Аргонавты — мифические участники первого дальнего плавания на корабле «Арго» (быстрый). Преодолев все препятствия, они завладели золотым руном (золотой шерстью барана).
Золотым руном называют богатство, которым стремятся завладеть, аргонавтами — смелых мореплавателей, искателей приключений.
Золотой век
Выражение употребляется в значении «счастливая пора, беспечная жизнь, а также время расцвета искусства, науки в истории какого-либо государства».
Золотой дождь
Возникло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя. Это выражение, ставшее крылатым, употребляется в значении «богатство, неожиданное обогащение».
6. И опять скороговорка.
• Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
• Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
• Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон —
Как в капюшоне он смешон!
• Покатил Костя
В Кострому в гости.
• Клубок упал на пол,
Кот катал клубок.
• Кровельщик Кирилл
Криво крыши крыл.
Перекрыть крышу
Пригласил Гришу.