Урок русского языка в 4 классе. Тема: Наблюдаем за значениями словосочетаний
Цели: научить детей строить словосочетания, вычленять словосочетания из предложений; формировать представление о разнообразии листьев, об их основных функциях; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям; развивать орфографическую зоркость, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над значением словосочетаний.
Задание 1.
Детям предлагается нераспространенное предложение. Необходимо добавить одно слово.
Листья опадают.
Листья опадают с деревьев.
Желтые листья опадают с деревьев.
Осенью желтые листья опадают с деревьев.
— Почему осенью деревья теряют листву? (В черенке листа образуется пробковая перегородка. Влага не доходит до листьев, и они отмирают.)
Задание 2.
На столе стоит букет из осенних листьев разных растений.
— Рассмотрите букет из осенних листьев. Опишите его.
Игра «Угадай растение».
Учитель показывает лист растения. Дети называют растение.
— Лист клена. (Кленовый лист.)
— Лист березы. (Березовый лист.)
— Лист осины. (Осиновый лист.)
Учитель читает текст.
— Назовите словосочетания со словом листья.
А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами.
М. Пришвин. «Птицы и листья»
— Со словом лист составьте и запишите словосочетания (самостоятельно).
— Какие словосочетания составили? (Кленовый лист, желтый лист, золотой лист, резной лист, лист кружит, лист летит.)
— Составить предложения о важности листьев:
1-й ряд — для растений;
2-й ряд — для животных;
3-й ряд — для человека.
Например:
• Листья подсказывают людям, когда нужно полить растение.
• Листья затеняют почву под растением и защищают его от высыхания под жарким солнцем.
• Упавшие осенью листья укрывают почву вокруг растения и спасают корни растения от морозов.
• От переработки листьев растения получают минеральные соли, которые необходимы им.
• В листве вьют свои гнезда птицы. (Они спасают растения от вредителей.)
• Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.
• Листьями многих растений питаются и лечатся животные и человек.
• Листья растений выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
— Что образуется под действием солнечных лучей из углекислого газа и минеральных солей в листьях растений? (Образуются органические вещества: крахмал, сахар, белки.)
Задание 3.
— Прочитайте предложение:
Упавш..ми лист..ями с д..рев..ев и кустарников питаю…я почвенные ж..вотные.
— Какие буквы нужно вставить и почему? (Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.)
Задание 4.
— Записать предложения под диктовку:
Земляные черви поедают опавшие листья. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.
— Подчеркнуть орфограммы.
— Подчеркнуть главные члены в первом предложении.
Выписать на доске словосочетания с вопросами в скобках.
(Черви (какие?) земляные. Поедают (что?) листья. Листья (какие?) опавшие.)
Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
Задание 5.
— Выписать словосочетания с вопросами в скобках (самостоятельно).
III. Итог урока.