Конспект урока «Наблюдаем за значениями словосочетаний», 4 класс. УМК «Гармония»

Поделиться:

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Наблюдаем за значениями словосочетаний

Цели: научить детей строить словосочетания, вычленять словосочетания из предложений; формировать представление о разнообразии листьев, об их основных функциях; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растениям; развивать орфографическую зоркость, речь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над значением словосочетаний.

Задание 1.

Детям предлагается нераспространенное предложение. Необходимо добавить одно слово.

Листья опадают.

Листья опадают с деревьев.

Желтые листья опадают с деревьев.

Осенью желтые листья опадают с деревьев.

— Почему осенью деревья теряют листву? (В черенке листа образуется пробковая перегородка. Влага не доходит до листьев, и они отмирают.)

Задание 2.

На столе стоит букет из осенних листьев разных растений.

— Рассмотрите букет из осенних листьев. Опишите его.

Игра «Угадай растение».

Учитель показывает лист растения. Дети называют растение.

— Лист клена. (Кленовый лист.)

— Лист березы. (Березовый лист.)

— Лист осины. (Осиновый лист.)

Учитель читает текст.

— Назовите словосочетания со словом листья.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами.

М. Пришвин. «Птицы и листья»

— Со словом лист составьте и запишите словосочетания (самостоятельно).

— Какие словосочетания составили? (Кленовый лист, желтый лист, золотой лист, резной лист, лист кружит, лист летит.)

— Составить предложения о важности листьев:

1-й ряд — для растений;

2-й ряд — для животных;

3-й ряд — для человека.

Например:

• Листья подсказывают людям, когда нужно полить растение.

• Листья затеняют почву под растением и защищают его от высыхания под жарким солнцем.

• Упавшие осенью листья укрывают почву вокруг растения и спасают корни растения от морозов.

• От переработки листьев растения получают минеральные соли, которые необходимы им.

• В листве вьют свои гнезда птицы. (Они спасают растения от вредителей.)

• Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.

• Листьями многих растений питаются и лечатся животные и человек.

• Листья растений выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

— Что образуется под действием солнечных лучей из углекислого газа и минеральных солей в листьях растений? (Образуются органические вещества: крахмал, сахар, белки.)

Задание 3.

— Прочитайте предложение:

Упавш..ми лист..ями с д..рев..ев и кустарников питаю…я почвенные ж..вотные.

— Какие буквы нужно вставить и почему? (Упавшими листьями с деревьев и кустарников питаются почвенные животные.)

Задание 4.

— Записать предложения под диктовку:

Земляные черви поедают опавшие листья. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.

— Подчеркнуть орфограммы.

— Подчеркнуть главные члены в первом предложении.

Выписать на доске словосочетания с вопросами в скобках.

(Черви (какие?) земляные. Поедают (что?) листья. Листья (какие?) опавшие.)

Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

Задание 5.

— Выписать словосочетания с вопросами в скобках (самостоятельно).

III. Итог урока.