Урок в 1 классе. Тема: Письмо заглавной буквы Ж
Цели: обучать правильному написанию буквы Ж, слияний, слов с буквой Ж; закреплять навыки правописания изученных букв, слияний, слов с этими буквами, навыки списывания с письменного и печатного текста, слогозвукового анализа; развивать мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся; воспитывать любознательность; прививать любовь к языку, природе.
Оборудование: «Азбука в картинках» (буква Ж), алфавит печатных и письменных букв, наборное полотно, карточки- слияния, репродукция картины Шишкина И. И. «Зима», индивидуальные карточки с представленным письменным алфавитом, индивидуальные карточки для ощупывания букв Ж, ж.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения из комплекса дыхательной гимнастики.
Цель упражнений: активизация деятельности мозга.
Комплекс дыхательной гимнастики
1. Сделать выдох.
2. Сделать вдох через нос (на счет 3).
3. Задержать воздух (на счет 3).
4. Выпустить воздух (на счет 3).
Упражнения выполнять 2-3 раза.
II. Сообщение темы и цели урока.
— Ваша задача — сформулировать тему урока. Я загадаю загадку, отгадка поможет вам обозначить тему урока.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка.)
— А какая буква алфавита больше похожа на снежинку? (Буква Ж.)
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже.
— Вот вы и отгадали загадку и, вероятно, догадались, какова тема урока. Мы научимся писать заглавную букву Ж, соединения и слова с ней. Цель урока — выучить букву, запомнить, как она пишется, научиться писать с ней слова; писать аккуратно, работать дружно.
III. Изучение нового материала.
Пальчиковая гимнастика
Перекатывание карандаша между пальцами одной руки.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
1. Работа в прописи.
После каждого выполненного задания к доске крепится бумажная снежинка.
— Прошел последний месяц осени — ноябрь. Пословица гласит: «Ноябрь — ворота зимы».
— Что это значит? (Месяц ноябрь — последний месяц осени, предвестник зимы.)
1. Раскрашивание одежды мальчика, изображенного на рисунке, цветным карандашом.
— Как его назовем? (Женя.)
— Чем интересно это имя? (Слово начинается с буквы Ж.)
— Как пишутся имена? (Имена пишутся с большой буквы.)
2. Закрашивание заглавной печатной буквы Ж.
— В каких еще случаях будем использовать заглавную букву
Ж? (Названия городов, улиц, деревень, рек, озер пишутся с заглавной буквы.)
3. Рассматривание буквы Ж в прописи.
— Элементы какой буквы есть в букве Ж? (Буквы С.)
4. Калькирование.
5. Создание в памяти образа буквы, ощупывание буквы Ж из наждачной бумаги в направлении письма (15 раз) после демонстрации на доске.
6. Объяснение написания заглавной буквы Ж.
— Заглавную букву Ж начинаем писать ниже верхней строки, введем вверх, закругляем вправо, ведем вниз до нижней рабочей строки, чуть поднимаем над строкой…
7. Письмо по кальке (5-10 раз) под счет.
8. Самостоятельное письмо.
9. Письмо слогов-слияний.
Жа Жу Жи
— Какое правило надо помнить? (Жи пиши с буквой и.)
10. Слогозвуковой анализ слова. Показать схему.
— Сколько слогов в слове «Женя»? (2 слога.)
— Какой первый? (Же.)
— Какой второй? (Ня.)
— Какой первый звук в 1-м слиянии? (Звук [ж].) -Охарактеризуйте звук [ж]. (Согласный, звонкий, всегда
твердый.) Как закрашиваем? (Синим цветом.)
11. Письмо слова «Женя».
Учитель обращает внимание учеников на написание заглавной буквы в имени.
12. Работа над предложением.
Работа над предложением строится по следующему плану:
1) Чтение хором.
Жучка — кличка собаки.
2) Объяснение написания.
3) Самостоятельное письмо.
4) Задания.
— Назвать имя собственное. (Жучка.)
— Поставить в нем ударение. (Жучка.)
— Подчеркнуть все гласные. (Жучка.)
Физкультминутка «Снежинки» (массаж)
— Закружились снежинки. Высоко в небе над землей из водяных паров образуются крохотные льдинки — кристаллики. Медленно опускаясь, они начинают расти и превращаться в снежинки. Снежинки — это подарок, которым одаривает нас природа.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
2. Работа в тетради.
1. Чтение и письмо предложения после объяснения. Рыжик — кличка кота.
2. Задание.
— Отгадайте слово, запишите.
□ АННА (Жанна.)
— Что интересного заметили? (Ответы учащихся.)
3. Работа по развитию речи.
Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию с изображением зимы.
— Закроем глаза и шепотом произнесем слово зима.
— Подышим морозным воздухом.
Дыхательная гимнастика
Вдох через нос, выдох через рот.
— Скрипит снег под ногами.
— Какое время года наступило? (Наступила зима.)
— Что произошло в природе? (Выпал снег.)
-Подберите к слову «снег» родственные слова. (Снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежная, снежинка.)
— Какой корень? (Ответы учащихся.)
— Что происходит в корне? (Чередование согласных в корне слова.)
— Какой бывает снег? (Белый, пушистый, легкий, скрипучий.)
— Итак, с приходом зимы к нам прилетают снежинки. Какие они? (Серебристые, ажурные, легкие, пушистые, кружевные.)
— Измените предложение. (Выпал пушистый снег.)
— Что делает снег? (Укрывает, падает, летает, кружится, укутывает.)
— Что снег сделал? (Он укрыл землю, укутал деревья, посеребрил ветки деревьев, засыпал дорожки.)
— Какой текст получился?
— Как его назовем? (Зима.)
IV. Итог урока.
— Над какой темой работали?
— Что нового узнали?
— Как оцениваете свою работу на уроке?