Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Ученье — путь к уменью. Буква У у»
Цели: познакомить учащихся с буквой У у; дать представление о назначении заглавных букв; формировать понятие «предлог»; продолжить обучать составлению схемы предложения; развивать воображение, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Формируемые УУД: следовать инструкции учителя при выполнении задания; находить необходимую информацию в учебнике, прописях; использовать ленту букв; дополнять ответ одноклассника; работать в группе.
Пропедевтика: понятие «предлог»; основы безопасности жизнедеятельности; соблюдение правил личной безопасности.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
Зайка
— Хочешь, куплю тебе зайца большого?
— Нет, — отвечаю я, — честное слово!
Я не желаю другую игрушку —
Я же люблю своего Длинноушку!
И ничего, что он старенький стал:
Это, наверно, от игр он устал.
Длинные ушки и пуговка-глаз…
Он мне дороже всех в тысячу раз!
А. Кочергина
— Ребята, у вас есть любимые игрушки?
— Как вы думаете, от какого слова образовано слово «игрушки»? (Играть, игры.)
— С какого звука мы начинаем произносить слово «игры»?
— С каким звуком вы познакомились на предыдущем уроке?
— Какие новые буквы узнали?
— Какую помощь оказывает буква и согласным звукам? (Обозначает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко.)
— А что вы можете сказать о букве ы, какова её роль в словах?
— Потренируем наши пальчики. Откройте тренажёр на с. 23. Вставим в слова уже знакомые вам буквы.
— Определите в словах позицию букв, обозначающих гласные звуки. (В середине слова, в конце слова, в начале слова.)
— Внизу страницы напечатаны буквы, с которыми вы уже знакомы. Напишите под ними заглавные и строчные письменные буквы.
Этот процесс называется переводом печатных букв в письменные.
— Откройте книгу «Как хорошо уметь читать!» на с. 20. Выполните задание 11. Прочитайте строчки и столбики букв, следуя указаниям стрелок.
— Вы уже умеете от слов единственного числа образовывать слова множественного числа. Выполним задание 12, работая в парах. (Лишнее слово — «стулья», потому что все слова оканчиваются на звук [ы], а слово «стулья» — на звук [а].)
— На какие две группы можно разделить все рисунки? (Первая группа — отвечают на вопрос «кто?», вторая группа — отвечают на вопрос «что?».)
II. Актуализация знаний
— Рассмотрите ленту букв на с. 35 учебника. Какую роль играют в словах гласные звуки? (/. Образуют слог. 2. Указывают на мягкость или твёрдость согласных звуков при произношении.)
— Выполните слого-звуковой анализ слов «дым», «дом», «дам», «Дима».
III. Постановка целей и определение темы урока
— Кто нарисован в красной рамке на с. 37 учебника? (Куры и утки.)
— Как их можно назвать одним словом? (Птицы.)
— Проведём звуко-буквенный анализ слов «куры», «утки».
— Какой новый звук есть в обоих словах? (Звук [у].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IV. Фонетическая зарядка
— Как кричит филин? (Ух-ух.)
— Как воет волк? (У-у-у.)
— Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа!)
— Как перекликаются дети в лесу? (Ау-ау!)
— Как кричит кукушка? (Ку-ку!)
— Какой звук звучал всякий раз, когда вы отвечали на вопросы?
— Какой одинаковый звук есть в словах «автобус», «утюг», «лук, «улитка», «груша», «сук»?
Сегодня вы узнаете много интересного о новом звуке [у] и познакомитесь с буквой, которая обозначает на письме этот звук. Также вы будете читать предложения с новой буквой.
— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уменью»?
V. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [у]
— Ответьте на вопросы в синих рамочках вверху с. 37. (Этот звук гласный, может быть ударным и безударным. Например: утки, гуси, окуни, улитка.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 36. Кого вы на ней видите?
— Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (В деревне, на птичьем дворе.)
— Кому из вас родители или бабушки читали сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»?
— О ком в ней рассказывается?
— Где жил гадкий утёнок, когда был птенцом?
— В какую птицу он превратился, когда вырос?
Вы иногда смеётесь над некрасивыми детьми, а ведь неизвестно, какими они станут, когда вырастут. Каждый человек прекрасен по-своему. Внешность человека — это ещё не показатель духовной красоты и нравственности.
— Как вы думаете, о ком из изображённых птиц говорится в стихотворении В. Степанова?
У птицы гордый вид,
Важно он вокруг глядит,
Чуть прищуривая глаз:
— Нет ли зеркальца у вас? (Павлин.)
— Посмотрите на рисунок: что это за маленькие жёлтые птенцы? (Утята.)
— Куда идут утята?
(Анализ предложения «Утята гуляют гуськом».)
— Перечислите всех птиц, изображённых на рисунке. (Индюк, петух, гусыня, утка, утята, гадкий утёнок (птенец лебедя).)
— Как их можно назвать одним словом? (Домашние.)
— На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и сухопутные.)
— Назовите сухопутных птиц.
— Назовите водоплавающих птиц.
— Каких ещё водоплавающих птиц вы знаете?
— Какой звук есть в названии каждой птицы: «индюк», «петух», «утка», «гусь», «утёнок»? (Звук [у].)
— Выполните слого-звуковой анализ слов «утки», «гусь».
2. Знакомство с буквой У у
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Е. Тарлапан
— На что похожа буква у?
— Напишите по образцу элементы буквы у и саму букву в тренажёре на с. 24.
— В учебнике внизу с. 37 прочитайте новые сведения о русском языке. Что предлагает запомнить Мудрая Сова?
VI. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Ученики выполняют упражнение «Ароматный цветок», но без произнесения фразы: дети изображают чувство блаженства от запаха.
Упражнение «Ароматный цветок». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок!»
Затем выполняют задание 2 на с. 21 в пособии «Как хорошо уметь читать!». Предложить детям проговорить скороговорку спокойно, громко, громче, ещё громче. И наоборот: очень громко, громко, спокойно, тихо, шёпотом.)
— Что вы знаете о кукушке?
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 21, а затем упражнения «Губы», «Конфета», «Сластёна».)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.
«Сластёна». Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют задания 3, 5 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 21. После выполнения задания 5 учитель задаёт детям вопрос.)
— Как изменялась позиция губ при произнесении гласных звуков друг за другом: УА, АУ, УО, ОУ?
(Дети выполняют задание 6 на с. 22.)
— Составьте смешной рассказ по картинкам.
— Давайте поставим сценку. Девочки исполняют роль сестры, мальчики — роль брата. Кто исполнит роль Медведя?
VII. Физкультминутка
VIII. Продолжение работы по теме урока
— Сравним печатные и письменные буквы у в прописях (Пр. 1) на с. 11.
— Кто пришёл к нам на урок, чтобы помочь написать новую букву? (Юный музыкант с дудочкой.)
— Рассмотрите элементы строчной буквы у.
— Напишите по образцу. Кому непонятно, как нужно писать элементы буквы у ив какой последовательности?
(При работе с Пр. 2: с. 12, 13 тетради 2.)
Строчная буква у состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать так же, как мы писали первый элемент у строчных букв и, ы. Второй элемент мы тоже уже писали — черта с петлёй внизу. Эта черта должна быть прямой. А петля обязательно должна пересекаться с прямой на нижней линии рабочей строки.
— Напишите по образцу строчную букву у, следуйте при написании за указаниями стрелок.
— Внимательно рассмотрите рисунок в центре с. 37 учебника. Кто на нём изображён? (Утята, лягушка и бабочка.)
— Что общего мы слышим в словах «утята» и «лягушка»?
— Прочитайте стихотворение В. Берестова, которое напечатано под рисунком с утятами.
— Как поэт описывает утят?
— Какими ласковыми словами он их называет?
(На доске записаны буквы а, о, и, ы.)
— Прочитайте буквы с доски, произнося их нараспев.
— Пропойте гласный звук [у], используя музыкальный ряд.
— Прочитайте буквосочетания с различной интонацией. (Ученики выполняют задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 23.)
— Прочитайте эти же буквосочетания «эхом».
(Класс делится на две группы. Первая группа читает буквосочетания громко, вторая — тихо, и наоборот.)
— Прочитайте буквосочетания сначала хором, а затем по цепочке.
(Ученики выполняют задание 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 23.)
— Выложите букву и буквосочетания из счётных палочек или вылепите из пластилина.
(Ученики выполняют задание 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 23.)
— Кто нарисован на картинках?
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— Соедините линией каждый рисунок и соответствующую ему букву.
— Что объединяет буквы о, у, ы?
— В чём заключается особенность буквы м? (Служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.)
— Что общего у всех четырёх букв? (Образуют слог.)
— Прочитайте пословицы под иллюстрацией на с. 36 учебника.
— Как вы понимаете их смысл?
— Кто из вас ходит в школу с удовольствием?
— Кому из вас нравится учиться?
— Что вам особенно запомнилось из вашей ещё недолгой учёбы в школе?
— Подчеркните в пословицах букву у.
— Прочитайте стихотворение на с. 38 учебника.
— Если утёнок чего-то боится, кого он зовёт на помощь?
— Кого вы зовёте в моменты опасности?
— Подчеркните в стихотворении буквы и, а, у, ы, о.
(Письмо заглавной буквы У на с. 12 прописей (Пр. 1). При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 12, 13 тетради 2.)
— Обратите внимание на то, что первый элемент буквы У мы начинаем писать так же, как начинали писать элемент заглавной буквы И. Но при написании буквы У закругляем вправо и вверх раньше, чуть не доводя ручку до верхней линии рабочей строки. Ведём вверх черту до высоты первого элемента и начинаем писать наклонную черту вниз. Чуть не доводя до нижней линии, закругляем влево.
— Кого вы видите на рисунке в верхней части с. 38 учебника?
— Что у девочки в руках?
— Расскажите, как она одета.
— В какое время суток происходит это событие? (Время суток определить нельзя: не изображено небо, солнце или луна.)
— Какие деревья растут в этом лесу? (Ели и сосны.)
— Почему девочка кричит? (Она заблудилась в лесу.)
— Что кричит человек, который потерялся или заблудился в лесу?
— Прочитайте предложения под рисунком. Сколько слов в каждом предложении?
— Выберите нужное из написанных на доске предложений. Ау! Уа! У! А-а-а!
— Что вы заметили? (Есть в словах заглавная и строчная буквы. Ударение падает на второй звук. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.)
— А как ребёнок плачет? (Уа.!)
(Письмо предложения «Уа!» на с. 12 прописях (Пр. 1). При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 12, 13 тетради 2.)
— Выполните слого-звуковой анализ слов «утка», «бусы». (На доске записаны группы слов.)
У дерева, у стола, у девочки.
О дереве, о столе, о девочке.
— Что общего имеют эти сочетания слов?
Здесь у и о — маленькие слова (предлоги), они пишутся отдельно от других слов.
(Можно ввести термин «предлог».)
— Допишите предложение в прописях на с. 12.
— Допишите имена ребят.
— Вернёмся к учебнику, с. 38. Какие птицы нарисованы в центре?
— Какая из птиц лишняя и почему? (Ворона, в её названии нет буквы у.)
— Какую из этих птиц называют птицей мира? (Голубя.)
— Где спряталась буква у? (В словах «голубь», «гусь», «курица».)
— Под изображением названных вами птиц есть схемы слов к ним. Но схемы перепутались. Помогите птицам найти свою схему.
— Кто запомнит больше слов со звуком [у]? Послушайте текст.
Утёнок увидел улитку.
— Ух! — удивился утёнок. — Угощение! Ужин.
Уползла улитка.
— У-у! — унывал утёнок. — Ужин убежал! Ускользнул!
— Уймись! — убеждала упрямого утёнка утка. — Улитка — ужиный ужин.
— Угу! — утешился утёнок. (Л. Яхнин)
— Откройте тренажёр на с. 24. Обведите по контуру буквы. Допишите строчки до конца.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились на уроке?
— Вам больше нравится учиться читать или писать?
— Что для вас кажется более трудным, сложным?
— Как вы думаете, пригодятся ли вам новые знания в жизни?