Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс. Как живут животные. Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Как живут животные?». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить с условиями жизни животных; расширять представления о жизни животных; воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за жизнью животных и рассказывать о своих наблюдениях.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей, видеофрагмент о строительстве жилищ животными, предметы, необходимые для ухода за животными живого уголка, кроссворд, школьный словарик «Животные России»; у учащихся — цветные карандаши, ножницы, клей.

Ход урока

I Организационный момент

II. Актуализация знаний

Муравьишка по дороге к вам сорвал веточку дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.

— Докажите это Муравьишке еще раз, чтобы он запомнил. (Растение растет, развивается, приносит потомство, умирает.)

Я хочу сказать спасибо дежурным в нашем классе, которые следили за нашими растениями в течение недели.

— Ребята, ещё раз расскажите, что вы делали и для чего.

(Дежурные называют приемы ухода за комнатными растениями.)

— О каких правилах ухода за растениями вы узнали у взрослых? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 21, с. 34).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением животных.)

— Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Назовите их.

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 72. (Как живут животные?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)

— У кого дома есть животные?

— Расскажите, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются.

(Желающие рассказывают о своих домашних животных.)

— Вы знаете, что растения живые. А животные? (Ответы детей.) Убедимся в том, что вы правы.

(Класс делится на группы. Учащиеся повторяют правила работы в группах.)

— Откройте учебник на с. 72. Посмотрите, какие задания предлагают авторы учебника для работы в группах. Обсудите и выполните первые два задания. Сделайте выводы.

(Коллективная проверка по учебнику (с. 93).)

— Докажите, что животные — живые существа. (Они питаются, передвигаются, строят жилища, приносят потомство растут.)

Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.

— Отгадайте загадки. О каких животных идет речь? Покажите и назовите их жилища.

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобр. Хатка.)

 

Плотник острым долотом

Строит дом с одним дуплом. (Дятел. Дупло.)

 

Сделал дыру,

Вырыл нору.

Вот спальня,

Вот кладовка —

Все сделано ловко. (Хомяк. Норка.)

— Жилища еще каких животных вы видите на рисунке на с. 73?

(Гнездо осы. Гнездо ласточки.)

(Можно показать видеофрагмент о строительстве жилищ животными.)

— Для чего животным нужен дом? (В своем жилище животные выводят детенышей, там тепло.)

— Что животным необходимо для жизни? (Пища, воздух, вода, тепло, свет.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 50).

— Найдите приложение к этому заданию. Выполните задание.

— Кого вы поместили на первый рисунок? Обоснуйте свой выбор.

— А на второй рисунок, на третий? Обоснуйте свой выбор.

V. Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Поднимание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Приседания.)

И сказали три кота:

— Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в парах

(Учащиеся под руководством учителя демонстрируют приемы ухода за животными живого уголка. Если в классе нет живого уголка, можно обговорить правила ухода за теми животными, которые живут дома. Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 50—51, № 1).)

2. Кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?»

(Кроссворд дан на доске. Учитель называет животное, а ученики — его детеныша. По ходу решения кроссворда учитель демонстрирует картинки с изображением животных с детенышами.)

Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс. Как живут животные. Школа России

1. Волк. (Волчонок.) 2. Медведь. (Медвежонок.) 3. Лошадь. (Жеребенок.) 4. Белка. (Бельчонок.) 5. Корова. (Теленок.) 6. Индюк. (Индюшонок.) 7. Еж. (Ежонок.) 8. Кошка. (Котенок.) 9. Овца. (Ягненок.) 10. Свинья. (Поросенок.) 11. Собака. (Щенок.)

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Верблюжонок.)

— Кто такой верблюжонок? (Детеныш верблюда.)

(Можно организовать работу со школьным словариком «Животные России».)

VII. Рефлексия

Муравьишке приятно слушать о своих друзьях. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные.

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 73, в рамке).)

Молодцы. Муравьишка остался доволен тем, как вы отвечали

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Докажите, что животные — живые существа. (Они растут, приносят потомство, питаются, передвигаются, строят жилища, им необходимы пища, воздух, тепло и свет.)

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 51).

2. Вместе со взрослыми почитать школьный словарик «Животные России.

Дополнительный материал

Игра «Потерялись малыши»

(Учитель читает стихотворение, а ученики называют «потерянную» маму.)

Помогите малышам

Потерялись дети мам.

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

Жеребенок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший —

Не догонит мама-… (лошадь).

 

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню-сына

Под крылом нашла… (гусыня).

 

Верблюжонок у ворот

Маму жалобно зовет,

Не бойся — не заблудится,

Придет домой… (верблюдица).

 

Что стряслось у индюшат?

Почему они спешат?

У сарая, за кадушкой,

Червяка нашла… (индюшка).

 

— Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама-… (утка).

 

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться

Мама ослика — … (ослица).

 

Малыши и мамы рады —

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят.

Я. Пишумов

Способны ли животные думать?

Над этим вопросом стоит задуматься. Если у вас есть кошка, собака. попугай, хомячок — понаблюдайте за ними, поэкспериментируйте, сделайте свои выводы.

Вот отрывок из статьи Юджин Линден «О чем думают животные». Действительно, задумаешься над фактами, приведенными в этой статье.

«Однажды Шарлин Джендри, приматологу из зоопарка города Колумбуса, штат Огайо, сообщили, что самка гориллы Коло завладела каким-то подозрительным предметом. Прибыв на место, Джендри предложила Коло горсть арахиса, но обезьяна в ответ лишь равнодушно посмотрела на нее. Поняв, что переговорный процесс начался, Джендри подняла ставку и предложила горилле кусочек ананаса. Тогда Коло, по-прежнему глядя Джендри прямо в глаза, разжала ладонь — в ней была цепочка от ключей. Обрадовавшись, что в руках у обезьяны не какой-нибудь опасный предмет, Джендри дала ей ананас. Но Коло умела торговаться: она разорвала цепочку и дала Джендри маленький кусочек, вероятно, рассудив: зачем отдавать все, если можно получать по ломтику ананаса за каждую малость? Если животные могут заниматься бартером, то почему бы им не освоить денежные операции?» Вывод делайте сами!

***

Известно ли вам, сколько на Земле всякой живности — зверей, рыб, птиц и разных жучков-паучков? Вот ученые-зоологи описали целую тысячу видов земноводных животных, 6 тыс. видов рептилий, 9 тыс. видов птиц, 15 тыс. видов млекопитающих и 20 тыс. видов рыб. Но больше всех известно учёным насекомых — целый миллион разных видов!

Но мы проникли далеко не во все уголки нашей планеты. А кое-какие животные пугливы, что люди их видели всего-то раз-другой. Поэтому никто и не знает, сколько животных до сих пор еще даже не открыто.

Но некоторых животных мы уже никогда и не увидим живьём – они вымерли. Конечно, ни растения, ни люди, ни животные не живут вечно. Но иногда случается так, что погибают все животные какого-то отдельного вида. Тогда учёные считают, что этот вид полностью вымер – и никогда больше не возродится вновь. Не всегда известно, отчего так получается, но часто виноват в этом бывает человек.