Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс. Откуда в снежках грязь

Поделиться:

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в снежках грязь?». Школа России. УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость защиты природы от загрязнений.

Оборудование: портрет Злючки-Грязючки или кукла; у учащихся — стаканчики с тающим снегом, стаканчики с фильтром и воронкой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Кто смог дома изготовить поделки из предметов, которые обычно выбрасывают?

(Выставка работ. Можно использовать КИМы (тест 26, с. 44).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки Муравьишки.

Скатерть бела

Весь свет одела. (Снег.)

 

Белое покрывало

На земле лежало,

Лето пришло —

Оно все сошло. (Снег.)

— В загадках говорится о том, что снег белый. А бывает ли снег черным? (Бывает.)

— Как вы думаете, от чего это происходит? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О загрязнении.)

— Прочитайте тему урока на с. 81 учебника. (Откуда в снежках грязь?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа в парах

(Выполняется по заданиям рабочей тетради (с. 56—57, № 1.)

— Какого цвета были ваши снежки? (Белого.)

— Что с ними произошло? (Они растаяли.)

— Посмотрите, какой стала вода. (На дне осадок, вода мутная.)

— Профильтруем полученную воду.

(Учащиеся переливают снеговую воду в стакан с фильтром.)

— Каким стал фильтр? (Грязным.)

— Откуда на нем появилась грязь? (Из снега, из снежков.)

— Откуда в снежках грязь?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем вслух высказывают свои мнения.)

— Давайте проверим ваши рассуждения.

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 80. Ответьте на тот же вопрос: откуда в снежках грязь? (Грязь появляется от дыма с заводов, от выхлопных газов автомобилей, от сточных вод с фабрик и заводов.)

(Учитель читает текст от имени Злючки-Грязючки.)

— Ребята, весной снег начнет таять, побегут ручьи, и тогда Злючка-Грязючка отправится в путешествие. Куда же она попадет? (Вреки и моря.)

— Как же победить Злючку-Грязючку? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали.

(Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток,

(Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок,

(Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились.

(Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки.

(Поочередные взмахи руками вверх и вниз.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите фотографии на с. 81 и попробуйте сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку.

(Можно выполнять задание коллективно. Учитель читает текст, а учащиеся дополняют его.)

Жила-была Злючка-Грязючка. Она очень любила… (мусор, дым от заводов и фабрик, газы от машин).

А весной она любила путешествовать по морям, рекам, озерам. Узнали про Злючку ребята и решили остановить ее. Если они выходили на природу, то уходя… (убирали за собой весь мусор).

На дымящиеся трубы они пришли установить… (специальные ловушки, фильтры для дыма).

А все машины ребята отправляли на техосмотр в ГИБДД.

Пришли ребята к речке искупаться, но и там Злючка-Грязючка. Она уже в воде плавает и ребят к себе зовет. Огляделись ребята и увидели, что от ближайшего завода по трубе в речку сливается грязная вода. Тогда дети вместе со взрослыми построили… (очистные сооружения).

Вот как ребята победили Злючку-Грязючку! За это были им благодарны звери и птицы, цветы и деревья, взрослые и детишки.

— Муравьишка приглашает вас полюбоваться красотой окружающей природы. Взгляните на фотографии на с. 81. Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Поделитесь своими впечатлениями. (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 81, в рамке). Можно использовать КИМы (тест 27, с. 45).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Что загрязняет нашу планету? (Заводы, фабрики, автомобили.)

— Какой опыт мы провели? Что он показал? Какой вывод вы сделали? (Ответы детей.)

Рекомендации для занятий дома

Рабочая тетрадь: № 2 (с. 57).

Дополнительный материал

В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам является частью природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Наука помогает нам рассмотреть и распутать эти тончайшие взаимосвязи, чтобы не повредить, в первую очередь, самим себе. Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только природа — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы называем охраной природы, а точнее — охраной природной среды, в конечном счете — охрана самого человека. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или же прекратится по нашей вине. Ученые во всем мире давно подняли тревогу. Они доказали, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. В нашей стране существуют специальные законы об охране природы. Каждый человек обязан их выполнять Ведь и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц — вся красота Земли.

Автор: Максимова Т. Н.