Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Поделиться:

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему «Е. Чарушин «Теремок»»

Цели: познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Учебные задачи: определять и называть героев сказки, сравнивать авторскую и народную сказки.

Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных — героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?..

С. Михалков

— Ответьте на вопрос автора.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, какие сказки вы вспомнили дома? Расскажите их. (Ответы детей.)

— Откройте учебник на с. 33. Прочитайте Учебные задачи.

— Какие сказки вы только что рассказывали? (Русские народные сказки.)

IV. Работа по теме урока

— Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Как звали ее героев?

 (Учащиеся выполняют задание на с. 33 учебника, читают и дополняют названия героев русской народной сказки: мышка- норушка, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, медведь косолапый.)

— Прочитайте, как заканчивается сказка.

— Найдите в словаре определение слова «теремок». (Терем (устаревшее) — высокий богатый дом.)

— Прочитайте новые сведения в синей рамочке. Что вы узнали?

— Как вы поняли, чем авторская сказка отличается от народной?

V. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над загадками

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я что есть духу

На праздник без оглядки.

 

Кто я, угадай-ка!

Ну конечно… (зайка).

 

Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

 

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

 

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь.)

— Перечислите всех животных, про которых были загадки. Как вы думаете, в какой сказке они встретятся все вместе? (Ответы детей.)

Ребята, сказку, которую мы будем читать, рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 87).).

— Угадайте, как называется сказка. (Теремок.)

— Вы удивлены? Какая эта сказка? (Народная.)

Верно, она народная. Но ее пересказывали многие писатели, поэтому она нам известна в разных вариантах.

2. Работа по учебнику

(Чтение сказки на с. 33—36 учебника. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника на с. 36.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради С. 31 (Е. Чарушин «Теремок»).

— Запиши, кому из героев сказки принадлежат слова.

VII. Рефлексия

— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

— Были ли трудности? Какие?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется первое произведение этого раздела? Кто его автор?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем авторская сказка отличается от народной?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить пересказ сказки Е. Чарушина, придумав свое продолжение.