Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»; А. Плещеев «Травка зеленеет…»; Т. Белозеров «Подснежники»
Цели: познакомить с лирическими стихотворениями А. Майкова «Ласточка примчалась…», «Весна», А. Плещеева «Травка зеленеет…»; Т. Белозерова «Подснежники»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Учебная задача: наблюдать, какие слова используют поэты для описания картин природы.
Оборудование: портреты и книги А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозерова; текст речевой разминки; карточки с текстом загадки, картинки с изображением весенней природы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Прочитайте загадку О. Дружковой.
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое?
— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с вопросительной интонацией.
— Прочитайте загадку, произнося первые слова каждой строчки с утвердительной интонацией.
— Прочитайте сердито, весело.
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы думаете, о чем шла речь в загадке? Что происходит в природе? (Наступает весна.)
— Какие весенние месяцы вы знаете?
— Кто из вас любит это время года? За что? (Ответы детей.)
— Какие произведения о весне вы прочитали?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 66 и прочитайте Учебную задачу.
— Произнесите еще раз название раздела.
— Можно ли по такому веселому, звучному названию догадаться, какие произведения будем читать?
Верно, об апреле, но не только о нем.
— Прочитайте, кто написал первое стихотворение. (А. Майков.) (Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Майкова
(см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 44). Выразительное чтение стихотворения учителем.)
— Кому посвятил свое стихотворение поэт?
— Как вы поняли строчки «Ласточка примчалась из-за бела моря»?
— Что услышал А. Майков в пении ласточки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения. (А. Плещеев.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А. Плещеева (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 62).)
— Прочитайте стихотворение А. Плещеева.
— О ком это стихотворение? (Оно тоже про ласточку.)
— Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Самостоятельно перечитайте оба стихотворения и сравните их.
V. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Я для вас приготовила очень трудную загадку О. Дружковой. Прочитайте ее.
Юный трубач
Трубит отбой —
Апрель, апрель!
Звенит капель…
Весна пришла,
Морозу — бой!
Первый лучик солнца
На трубача прольется,
Труба запоет —
Цветком расцветет. (Первоцвет.)
— Какие первоцветы вы знаете? Как их называют?
— Прочитайте на с. 67 учебника еще одно стихотворение А. Майкова.
— С каким чувством он пишет о первом цветке? (С любовью, нежностью.)
— Как он его называет? (Голубенький, чистый.)
— Каким словом в стихотворении характеризует автор последний снежок? (Сквозистый.)
— Как вы понимаете значение этого слова?
— Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями — цветами. Угадайте, что это за цветы.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (Подснежник.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением о подснежниках.
(Учащиеся читают стихотворение Т. Белозерова «Подснежники», отвечают на вопрос на с. 67 учебника.)
Материал для учителя
Белозеров Тимофей Максимович (1929-1986). Родился 23 декабря 1929 г. в селе Камыши Куртамышского района Курганской области в многодетной крестьянской семье. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные 30-е гг. Он рано лишился матери и во время войны оказался сначала в Омске, потом в Болыпереченском селе Старый Карасук на воспитании у доброй женщины Марии Никитичны Терентьевой. Здесь он окончил семилетку и продолжил учебу в селе Черново. Далее судьба забросила Т. Белозерова в г. Калачинск, где и началась его трудовая биография. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодал. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов-речников, но и офицеров для Военно-морского флота. Выдержав конкурс (12 человек на место), Тимофей Белозеров стал курсантом технологического отделения. Училище окончил в 1952 г. и уехал на военно-морскую стажировку во Владивосток. Потом вернулся в Омск и получил направление в Барнаул на Бобровский судоремонтный завод техником-технологом по обработке металла резанием. Как вспоминал он сам, работал с охотой, нравились напористые и шумные механики, капитаны, цеховая напряженная работа.
В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилась большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную училищную пору, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале «Алтай».
Книга стихов «Карасик» с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: «Стихи Тимофея Максимовича Белозерова — глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом… Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего легкого дождичка, назвать голубые подснежники снегурочкиными слезами».
За заслуги перед отечественной литературой Т. Белозеров был награжден правительственными наградами «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». За книгу стихов «Цветные голоса», изданную в 1972 г. подарочным изданием, он получает премию Омского комсомола. А несколько позже ему присваивается звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер Т. Белозеров 15 февраля 1986 г. и похоронен на Старо-Восточном кладбище в Омске.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется новый раздел?
— Стихотворения каких поэтов мы читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
Рекомендации для занятий дома
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.