Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. С. Маршак «Апрель»; стихи И. Токмаковой, Е. Трутневой
Цели: познакомить со стихотворениями о весне С. Маршака, И. Токмаковой, Е. Трутневой; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
Учебные задачи: сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, наблюдать за особенностями стихотворного текста.
Оборудование: выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению; карточки с загадкой, текстом для чтения по ролям; портреты и книги С. Маршака, И. Токмаковой, Е. Трутневой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Чтение наизусть стихотворений А. Майкова «Ласточка примчалась…», «Весна», А. Плещеева «Травка зеленеет…», Т. Белозерова «Подснежники», выставка иллюстраций.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы.
• Вода с гор потекла — весну принесла.
• Апрель с водой, май с травой.
• Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать. (Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.)
— Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?
IV. Постановка целей и учебной задачи урока
— Прочитайте слова. Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв данных слов, и снизу вверх — из последних букв.
ЗОЛА
АРЫК
ГОД
АНГИНА
ДОЛГ
КОРА
АЛМАЗ
— Какое получилось слово? (Загадка.)
— Значение каких слов вам непонятно? (Арык.)
Арык — в Средней Азии, Казахстане, Закавказье оросительный канал, канава.
— Как вы думаете, почему в этих местах делают арыки?
Сегодня на уроке мы будем читать стихи замечательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались. А с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем наблюдать за особенностями стихотворного текста.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать ее выразительно.
(У детей на столах карточки с текстом загадки.)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы.
Напевает у воды:
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех… (апрель).
— Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.
— Прочитайте на с. 68 учебника фамилию поэта. (С. Маршак.)
— Какие произведения С. Маршака мы читали на уроках литературного чтения? («Автобус номер двадцать шесть», переводы английских народных песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)
(Учитель читает стихотворение «Апрель».)
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
— Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
— Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его могли слышать? (В мультипликационном фильме «Двенадцать месяцев» Апрель читает эти стихи, и наступает апрель.)
(Учитель читает отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Можно показать данный отрывок из мультипликационного фильма.)
Отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Январь. Плохо твое дело, голубушка! Не время теперь для подснежников — надо Апреля-месяца ждать.
Падчерица. Я и сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам за тепло и за привет. Если помешала, не гневайтесь… (Берет свою корзинку и медленно идет к деревьям.)
Апрель. Погоди, девушка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему.) Братец Январь, уступи мне на час свое место.
Январь. Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.
Март. Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?
Февраль. Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.
Январь. Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом.)
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
(В лесу становится тихо. Метель улеглась. Небо покрылось звездами.)
Январь. Ну, теперь твой черед, братец Февраль. (Передает свой посох лохматому и хромому Февралю.)
Февраль (ударяет посохом о землю).
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
(В ветвях гудит ветер. По поляне бежит поземка, крутятся снежные вихри.)
Февраль. Теперь твой черед, братец Март.
Март (берет посох).
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
(Снег вдруг темнеет и оседает. Начинается капель. На деревьях появляются почки.)
Март. Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель.
Апрель (берет посох и говорит звонко, во весь мальчишеский голос).
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
(В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается молоденькой травкой. На кочках под деревьями появляются голубые и белые цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.)
Апрель. Что же ты стоишь? Торопись! Нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Только что вы послушали отрывок из пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», думаю, что теперь вам стало понятно, как надо его читать.
— Прочитайте его выразительно.
(Учащиеся читают отрывок по ролям.)
VI. Физкультминутка
Наши тонкие цветки
Выпускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 69. Прочитайте, кто написал стихотворение «Ручей». (И. Токмакова.)
— Какое произведение И. Токмаковой мы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква “А”».)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)
— Что вы почувствовали при чтении? (Как звонко и весело звучал ручей.)
— Как подчеркнутые слова помогают представить веселый ручей?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте еще одно стихотворение И. Токмаковой. Как в стихотворении изображается быстрый приход теплой весны?
— Прочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.)
— Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
— Объясните, как вы понимаете подчеркнутые выражения.
— Нравятся ли вам такие сравнения?
— Послушаем аудиозапись, как актер читает это стихотворение.
— Понравилось вам чтение?
— Прочитайте его самостоятельно, попробуйте разделить на две части.
— О чем говорится в первой части? (О весне.)
— Прочитайте словосочетания или строчки, которые раскрывают тему весны.
— О чем говорится во второй части? (О лете.)
— Докажите строчками из текста.
(Выразительное чтение стихотворения Е. Трутневой учащимися.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 42 (Е. Трутнева «Когда это бывает?»)
(Учащиеся выполняют задание «Допиши предложения». Например: Летом на лугу можно наблюдать удивительную картину. Он похож на ситцевый платок. Над лугом летают бабочки, похожие на живые цветы.)
— Придумай свой рассказ о весне, используя опорные слова, данные в тетради.
VIII. Рефлексия
— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?
IX. Подведение итогов урока
— Какие месяцы вы знаете?
— Назовите зимние месяцы.
— Назовите летние месяцы.
— Назовите осенние месяцы.
— Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)
— Назовите весенние месяцы.
— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Что нового вы узнали на уроке?
Рекомендации для занятий дома
Выучить понравившееся стихотворение наизусть и выполнить иллюстрацию к нему.