Урок литературного чтения в 1 классе. Поговорим о самом главном. С. Черный «Живая азбука»
Цели: познакомить с пословицами о дружбе, помощи, с произведением Саши Черного «Живая азбука»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение к друзьям и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: выставка творческих работ, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Защита проектов
(Защита проектов «Создаем музей “Город букв”». Заслушиваются две группы (на усмотрение учителя). Каждая группа выходит и показывает то, что у нее получилось.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое… Кто это — гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В. Лунин
— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой звук повторяется в стихотворении, которое вы только что прочитали? ([Ш].)
— Какая буква обозначает этот звук?
— Расскажите, что вы знаете о букве ш! (Буква ш обозначает один звук. Он согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.)
Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать громко, выразительно, целыми словами. А еще познакомимся с пословицами.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 21. Поговорим о самом главном. Как вы считаете, что в жизни самое главное?
(Учащиеся выполняют задания на с. 21 учебника.)
— Послушайте сказку и запомните слова со звуком [р], которые встретятся в ней.
Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят», — хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький, — засмеялась девочка. — А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну, рыжего», — робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться
надо!»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
— Какие слова со звуком [р] вы запомнили?
— Было ли такое, когда вас дразнили?
— Можно ли смеяться над другими людьми?
2. Индивидуальная работа
(Учитель может использовать пособие «Разноуровневые задания», с. 4—12.)
VI. Физкультминутка
Простокваша
Дети.
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша.
Клаша.
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дети.
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
Клаша.
Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дети.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела, встала…
Клаша. Спасибо!
Дети. Сказала.
Е. Благинина
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 22. Прочитайте, кто автор произведения. (С. Черный.)
— Что вы о нем знаете? Какие произведения этого автора вы читали?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 88).)
— Прочитайте название стихотворения. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Знаете ли вы, что такое маскарад? Найдите это слово в толковом словаре. (Маскарад — бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний маскарад.)
— Как вы поняли выражения «кучей угорелой», «затеяли проказу». (Кучей угорелой — все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу — начали шалить.) Найдите значение слов в словаре.
— Прочитайте стихотворение еще раз. Подумайте, какие слова нужно выделить голосом, произнести громче. Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VIII. Рефлексия
— Скажите, что вам сегодня удавалось легко, хорошо?
— В чем вы ощущали затруднения?
— Осталось ли что-нибудь непонятно?
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке, чему научились? Что нового вы узнали на уроке?
Рекомендации для занятий дома
Подготовиться к защите проекта остальным группам.