Урок литературного чтения для учащихся 1 класса. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Пересказ сказки М. Пляцковского «Помощник».)
III. Постановка целей урока
Произведением, которое вы только что пересказывали, мы закрываем раздел «И в шутку и всерьез». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме. Мы повторим все произведения, которые читали, вспомним их темы, характер героев. Будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать и рассуждать.
IV. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки. Вспомните, в каких произведениях раздела мы встречались с этими героями. А после этого мы прочитаем эти произведения выразительно.
«Ты нас, слышишь, слегка попугай-ка,
Спой нам песню, посмейся, залай-ка!» —
Говорили ему все подряд.
И он выполнить просьбу был рад,
И теперь, даже если не хочет,
Он играет, рыдает, хохочет. (Попугай.)
О. Дружкова
(Выразительное чтение стихотворения Г. Кружкова «Ррры!».)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Комары,куницы,
Чибисы,… (чижи).
(Выразительное чтение стихотворения И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».)
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
(Выразительное чтение рассказа К. Ушинского «Ворон и сорока».)
— Откройте учебник на с. 26. Выполните задания 1—3.
— Вспомните какие-нибудь смешные случаи из своей жизни. Расскажите их так, чтобы слушателям стало очень весело.
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту — плюх.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по заданиям учителя
— Объясните значение слов «прилежание», «благодарность», «милосердие».
Прилежание — старательность, усердие в труде, учении. Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу. Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
— Найдите произведения, в которых говорится об этом. (Произведения К. Ушинского «Что хорошо и что дурно», «Худо тому, кто добра не делает никому», М. Пляцковского «Помощник».)
— А сейчас вспомните, кто автор стихотворения «Телефон». (К. Чуковский.)
С ранних лет стихи К. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек — не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
— Сейчас я предлагаю вам вспомнить произведения К. Чуковского. Я буду читать отрывки из его произведений, а вам нужно закончить строки и назвать произведения.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала… (отмени).
(«Мойдодыр».)
Нет-нет! Соловей
Не поет для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
(«Телефон».)
И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям… (говорят)…
(«Бармалеи».)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).
(«Айболит».)
А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы
И скорее со всех ног … (Наутек.)
(«Тараканище».)
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу:
— Я больше идти… (немогу).
(«Федорино горе».)
А за ним-то народ
И поет, и орет:
— Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище)!
(«Крокодил».)
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке… (лазают).
(«Краденое солнце».)
«Бабочка — красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше… (угощенье)?»
(«Муха-цокотуха».)
К. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
— Сделайте вывод о том, зачем писатели и поэты пишут веселые, смешные произведения. На с. 4 учебника есть варианты ответа. Выберите правильный, на ваш взгляд, ответ.
(Чтение стихотворения «Телефон» по цепочке.)
— А теперь давайте вспомним еще одно произведение, прочитанное нами в разделе «И в шутку и всерьез», — рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
— Прочитайте пословицы на с. 20 учебника и подумайте, какие из них подходят к этому рассказу.
(Чтение рассказа по ролям.)
2. Работа с пособиями
(Учитель может использовать КИМы, тест 5 (с. 20—23).)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Работу над каким разделом мы закончили?
— Какие произведения вам больше всего понравились?
— Кто их авторы?
— Чему учат нас эти произведения?
Рекомендации для занятий дома
Выучить наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Телефон».