Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»
Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.
Учебные задачи: узнать одну из особенностей сказочного текста; доказать, что произведение И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”» — сказка.
Оборудование: портрет И. Токмаковой; книга «Аля, Кляксич и буква “А”»; магнитная азбука; текст речевой разминки; заготовленная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и умений
— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах?
(Дети читают свои двустишия.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
В. Берестов
— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом, первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Работа над формулировкой учебных задач
— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
А К С 3 К А (Сказка.)
— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните фамилию автора, то назовите ее.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.
— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте учебные задачи к уроку.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем изучать на уроке. (И. Токмакова.)
— Что вы знаете об этом авторе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 78).)
— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
VI. Физкультминутка
Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение отрывка сказки «Аля, Кляксич и буква “А”».)
— Все ли слова были вам понятны?
— Знаете ли вы, что такое клякса? Откройте учебник на с. 74 и найдите это слово в толковом словаре. Прочитайте объяснение. (Клякса — чернильное пятно на бумаге.)
— Какое впечатление произвело на вас начало книги?
— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.
— Перечитайте текст о буквах.
— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве А.
— Какие еще приключения могут произойти с героями?
— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свой ответ.
— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)
— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.)
А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
— К каким сказкам относится наша сказка? (К литературным.)
— Кто ее автор? (И. Токмакова.)
— Составим сравнительную таблицу и увидим, чем отличаются народные сказки от авторских.
(На доске учитель заполняет таблицу.)
Народная сказка | Авторская сказка |
1. Автор — народ. 2. Первоначально создается в устной форме. 3. Существует в нескольких вариантах. 4. Время создания определить невозможно. 5. Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных | 1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова). 2. Создается в письменной форме. 3. Внесение изменений в содержание не допускается. 4. Время написания известно. 5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.
— Какая девочка Аля? (Старательная.)
— А какой характер у буквы А? (Она добрая, беспокоится о том, что происходит.)
— Про Кляксича мы уже говорили. Какой он? (Ответы детей.)
— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)
VIII. Рефлексия
— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?
— А что не получалось? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Как называется произведение, которое мы читали на уроке?
— Назовите автора. Что вы о нем узнали?
— Как вы поняли главную мысль сказки?
Рекомендации для занятий дома
1. Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.
2. Желающие могут прочитать все произведение.