Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по репродукции, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов К.Д. Бальмонта, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие стихотворения об осени у вас получились?

III. Сообщение темы и постановка целей урока

(На доске записана пословица.)

Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.

— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. (Примерный ответ. Я понимаю ее так, что осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает все красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала даже происходит борьба зимы с весной. Но все-таки весна одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной все зеленеет и становится красивым.)

Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Константин Дмитриевич Бальмонт.)

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Ж

3

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

4

Т

У

Ф

X

И

Ч

5

Ш

Щ

Ь

Ы

Э

Ю

 

1

2

3

4

5

6

5, 2; 3, 3; 2, 3; 6, 3; 1, 4; 1, 1; 2, 3; 1,4; 3, 2; 2, 3.

5, 1; 1,3; 3, 2; 1,4; 5, 3; 3, 2; 6, 1; 3, 1; 3, 2; 6, 4.

2, 1; 1, 1; 6, 2; 3,5; 1,3; 3,3; 2, 3; 1,4.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством этого поэта. Прочитайте ещё раз его имя на доске, рассмотрите его портрет.

— Прочитайте на с. 151 учебника название стихотворения. («Снежинка».)

— Как вы думаете, почему оно так называется?

— Проверим наши предположения.

(Чтение стихотворения учителем.)

— Понравилось вам стихотворение? Чем?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Работа с текстом

— Прочитайте стихотворение вслух так, как вы его поняли.

— Как вы думаете, как давно К. Бальмонт написал это стихотворение?

Стихотворение написано более 100 лет назад, а события про-1 исходят как будто сегодня.

— Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи? (Стихи К. Бальмонта очень певучи и музыкальны.)

— Наша задача сегодня — определить, какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, легкости. Вспомним, с какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы.

— Назовите эпитеты, которые использует поэт для описания снежинки. (Светло-пушистая, снежинка белая, чистая, смелая.)

— Почему поэт подобрал именно эти эпитеты, что хотел подчеркнуть этим?

— Как вы понимаете эпитет чистая?

Почему снежинка смелая, мы узнаем с вами дальше, во втором четверостишии.

— Какая часть речи появилась?

— Снежинка, появившись на свет, начала свое движение! (Проносится — двигается очень быстро, стремительно. Дорогой бурною.)

— О какой дороге говорит поэт?

— Какой синоним можно подобрать к слову дорога? (Путь, жизненный путь.)

— Кого повстречала снежинка на своем пути, на своей бурной дороге? (Ветер веющий, веет, дует.)

— Что происходит со снежинкой? (Взметается — поднимается высоко вверх.)

— О чем говорит поэт в пятом четверостишии? (Лазурь чудесную покинула — покинула родной дом — небо. В безвестную страну низринула — устремилась в неизвестное будущее.)

— Какое еще препятствие она преодолевает на своем пути? (В лучах блистающих — солнце, солнечные лучи.)

— Как вы понимаете эпитет сохранно-белая?

— Какова тема седьмого четверостишия? (Жизнь кончается. Снежинка прошла нелегкий жизненный путь, бурную дороги преодолевая трудности, встречающиеся на ее пути, — ветер, солнечные лучи.)

— Какой видит поэт снежинку, как называет ее? (Звезда кристальная — все преодолела, но осталась чистой.)

— Какое это средство художественной выразительности? (Метафора.)

— Сравните первое и последнее четверостишия. (Первое — начало пути, появление на свет, рождение; последнее — коней жизненного пути.)

— С какой целью поэт поменял местами эпитеты смелая и белая?

— Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения? (В начале — восхищение, в конце — грусть.)

— Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. Не забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе.

(Выразительное чтение учащимися.)

2. Краткий обзор биографии и творчества поэта

(Рассказ учителя. См. материал для учителя.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какова тема стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»?

— Какие средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, легкость снежинки? (Правильно подобранные эпитеты, рифма, метафора.)

— Какое главное средство художественной выразительности? (Олицетворение. За реалистическим образом может быть скрыт символический образ.)

— С кем же олицетворяет поэт снежинку? (С человеком. Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать свою снежинку. Написать небольшое стихотворение.

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт и переводчик. Он родился в семье небогатого помещика и дочери генерала. К. Бальмонт любил своих родителей, они, по признанию поэта, оказали на него огромное влияние. Мать К. Бальмонта — «высокообразованная, умная и редкостная женщина» ввела будущего поэта «в мир музыки, словесности, истории». Она читала ему русские народные сказки, стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, И. Никитина, Н. Некрасова, пела русские народные песни. Отец поэта был тихим, добрым, молчаливым человеком, любил деревню, природу и охоту. Он часто брал с собой на прогулки мальчика, показывал ему леса, поля, болота, лесные реки. Первые десять лет жизни К. Бальмонт прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени.

Первые свои стихи К. Бальмонт сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В историю русской литературы К. Бальмонт вошел и как переводчик (°н переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу).

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, изобличавшими царизм, славящими рабочих (сборник «Песни мстителя»). С конца 1905 г. из-за преследований полиции жил за границей и получил возможность вернуться на родину после амнистии в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В 1920 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер во Франции.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна