Урок литературного чтения в 3 классе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь; создавать текст на основе рассуждения; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст).
Планируемые результаты: предметные: самостоятельно читать произведения А. Барто, включать их в свой круг чтения, работать с текстом; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: осмыслять понятие согласие.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся,
Я сам себя пересмехотствую
И высмехотствую.
— Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова вы обнаружили?
— Научитесь их произносить отдельно по слогам, затем целыми словами.
— А сейчас начнем читать в медленном темпе, постепенно переходя к очень быстрому.
III. Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть басни «Квартет».)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Откройте учебники на с. 66. Прочитайте название произведения. («Квартет».)
— Какие вопросы у вас появились? (Название такое же, как у басни И. Крылова, а автор — А. Барто.)
— Определите тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
— Это стихи Агнии Львовны Барто. Как вы считаете, о чем это произведение?
— Что вы помните об авторе?
Вообще-то, Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 г. Пожалуй, не было еще на свете ваших бабушек и дедушек, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идет бычок, качается», уже были…
Знаменитая кинокомедия «Подкидыш» — история потерявшейся девочки — была снята по сценарию Агнии Барто и актрисы Рины Зеленой.
Несколько лет в передачах радиостанции «Маяк» звучал негромкий, спокойный женский голос — Агния Львовна вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появились книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная страница творчества Агнии Барто.
Но вернемся к стихам для детей. Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:
— Зачем вы про меня написали? Это все неправда!
— Почему ты решил, что это про тебя?
— Так в классе все говорят.
— А тебе сколько лет?
— Десять.
— А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было…
Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..
(Стихотворение «Квартет» на с. 66—67 учебника читает учитель.)
— Поделитесь впечатлениями от услышанного.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно, определите его основную мысль.
— Прочитайте заключительное двустишие. Из какой басни предпоследняя строка стихотворения?
— Почему дети не справились? Выберите ответ: 1) у них не было согласия; 2) они любили спорить; 3) они не поняли басню И.А. Крылова.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Как вы поняли значение слова согласие?
— Откройте «Творческие тетради» на с. 50. Рассмотрите названия словарей. Вы их знаете?
— В каких словарях вы будете искать: 1) значение слова согласие; 2) правильное написание этого слова; 3) антонимы к слову согласие; 4) синонимы к этому слову?
(Учащиеся находят всю информацию. Далее работа ведется в паре.)
— Обсудите с другом ваши суждения на тему «Есть ли согласие между вами и вашими друзьями?».
— Запишите свои суждения на с. 51 «Творческой тетради». (Самостоятельная работа учащихся.)
— Прочитайте, что у вас получилось.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— На какие вопросы урока мы ответили сегодня?
Домашнее задание
Повторить произведения раздела.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна