Урок литературного чтения в 3 классе. В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать понятие литературная сказка; учить сравнивать литературную и народную сказку; познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки, находить жанровые особенности сказки, работать с книгой (прогнозировать содержание произведения по обложке, находить книгу по тематическому и алфавитному каталогу), работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтений про себя, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки), находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога; личностные: осмыслять понятия системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: мультимедиапроектор, мультипликационный фильм «Снегурочка», выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно (с ускорением; грустно; весело).
Чтобы сказки не обидеть —
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще доставайте,
Ежедневно их читайте.
— Прочитайте выразительно.
— О чем это стихотворение?
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Почему в стихотворении предлагается чаще читать сказки?
— Какой раздел мы начали изучать? («Литературная сказка».)
— Прочитайте загадку.
Она в серебро
С жемчугами одета —
Волшебная внучка
Волшебного деда.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)
— Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?
— Прочитайте его название в учебнике на с. 70. («Девочка Снегурочка».)
— Чему мы будем учиться на уроке? На какие вопросы ответим?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 70. Прочитайте, кто автор этого произведения. (Владимир Иванович Даль.)
— Мы уже знакомились с жизнью и творчеством этого писателя. Что вы о нем помните? (В.И. Даль — военный врач, хирург, знал 6языков. Русский ученый, писатель, собиратель фольклора; прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».)
— Рассмотрите на с. 70—75, какие задания вы будете выполнять. Знакома вам эта сказка, судя по иллюстрациям? Предположите, о чем она.
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
— Ваши впечатления?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
— Объясните значение выражений.
Лиса махнула пушняком своим — (махнула хвостом).
Жучка ее лобызала — (лизала).
Волк на прогалине — (на месте, не заполненном тем, что находится вокруг него — например небольшая поляна в лесу).
Жучка лает, все ее боятся, никто не приступается — (никто не подходит).
— Обратите внимание, есть ли в сказке зачин, концовка, песенные вставки, троекратные повторы, чудесные превращения, как в народных сказках.
(Ученики находят и читают все перечисленное в сказке.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Продолжим работу над содержанием сказки. Кто встретился Снегурочке в лесу? Сколько было этих персонажей? Поддалась ли девочка на их уговоры?
— Что вы можете сказать о Жучке? Почему она спасла Снегурочку?
— Когда начались несчастья Снегурочки? Найдите этот эпизод. {Несчастья Снегурочки начались тогда, когда она ушла из дома.)
— Какие испытания пришлось выдержать девочке?
— Знаете ли вы народную сказку «Снегурочка»?
(Учащиеся кратко рассказывают ее.)
— Посмотрим мультипликационный фильм по этой сказке.
— Сравните эти две сказки. Чем они похожи, чем различаются?
— Прочитайте окончание народной сказки на с. 75.
— Жалко ли вам Снегурочку?
— Попытайтесь объяснить, почему В.И. Даль изменил конец сказки. {Создателю сказки было жаль свою героиню. Поэтому он изменил конец сказки.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
— Чему мы учились на уроке?
— Составьте синквейн о Снегурочке. (Снегурочка. Ласковая, приветливая. Улыбается, поет, радует. Хорошая дочка своим родителям. Мечта.)
Домашнее задание
Выполнить задания № 6, 7 на с. 74-75 учебника. Нарисовать иллюстрации к сказке.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна