Урок литературного чтения в 3 классе. Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: учить анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).
Планируемые результаты: предметные: осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения, определять собственное отношение к прочитанному; метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации по картинам, сравнивать разные произведения, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, выставка книг по теме урока, репродукции картин И. Остроухова «Парк», А. Саврасова «Зима».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте жужжащим способом.
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
— Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
— Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)
— Прочитайте с интонацией удивления (вопросительно; сердито; радостно; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение произведений. Показ иллюстраций.)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Откройте учебники на с. 153. Рассмотрите репродукции картин Ильи Остроухова и Алексея Саврасова. Определите тему и задачи урока.
— Что вы можете сказать об этих репродукциях?
— Почему авторы учебника поместили именно их на этой странице?
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
1. Работа над репродукциями картин
— Рассмотрите репродукции картин известных художников. Что вам больше всего понравилось? Почему? Обсудите с другом.
— Прочитайте название картины и фамилию ее создателя.
— Рассмотрите картину более внимательно: что изображено на ней, как расположены герои или предметы (композиция)? Обратите внимание на цвета, краски.
— О чем хотел рассказать художник, на что обратить ваше внимание?
— Выразите свое отношение к картине.
2. Краткий обзор биографии и творчества художников
Илья Семенович Остроухое (1858— 1929) — художник и коллекционер, основатель частного художественного музея, родился в очень богатой купеческой семье. Он в детстве получил блестящее образование и воспитание — знал несколько иностранных языков, играл на рояле, много читал и вообще был разносторонне развитой личностью. У художника были профессиональные коллекции интересных образцов флоры и фауны, 0 которых знали даже за пределами России. Живопись он изучал особым частным образом, беря уроки у А.А. Киселева, И.Е. Репина и П.П. Чистякова. В начале 90-х гг. XIX в. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — живописец, мастер Пейзажа, родом из Москвы. Отец его был торговцем. Саврасов достаточно рано заинтересовался искусством. В 12 лет он уже писал свои первые пейзажи, которые даже продавал по небольшой цене местным торговцам.
В 1844 г. Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Но вскоре ему пришлось прервать учебу: отец не одобрял такого увлечения сына, хотел, чтобы тот стал его помощником в торговом деле, да к тому же мать тяжело заболела. В 1848 г. Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи друзей. С этого момента начинается активное становление его как художника: он копирует пейзажи Айвазовского, пишет свои работы и отправляется в поездку на Украину. Там Алексей Саврасов пишет работы, о которых заговорили критики, оценивая его как перспективного художника.
Пейзажи Саврасова отличаются реалистичностью, живостью и контрастностью. Когда смотришь на его картины, кажется, что находишься возле того именно дерева и слышишь шум ветра в листве, видишь, как идут тучи по небу.
3. Работа над стихами
— Прочитайте стихи о временах года. Попробуем закончить каждое из них.
Вся природа засыпает,
Белы шубы надевает.
Солнце тусклое блестит,
От мороза не хранит.
Вот и сонные березы
Видят радостные грезы.
Снятся им весна-краса
И другие чудеса.
Это клен — стоит холодный.
Да, наряд-то очень модный!
Все деревья так одеты,
Все ночами видят лето.
Как красивы стали елки,
Распушив в снегу иголки.
А земля теперь светлее,
Мир становится белее.
Радость сказочной поры —
Горки, что для детворы
Лучше всех аттракционов.
Сколько криков-перезвонов!
Что за чародейка это,
Позабывшая про лето?
Точно знаем — то сама… (белоснежная зима).
Холод отступает прочь,
И короче стала ночь.
Все тепла давно хотят,
Птицы с юга к нам летят.
Но еще пока не жарко.
Пробивает землю травка.
Набухают снова почки,
И появятся листочки.
Скоро первые цветы
Самой нежной красоты
Вновь распустятся в лесу —
Их домой я принесу.
Перепрыгивать ручьи
Будем вместе я и ты.
А все это принесла… (распрекрасная весна}.
У деревьев веселый наряд —
Желто-красно-зеленый парад!
Под ногами листва шелестит,
Только это изменчивый вид.
Скоро грянут ветра-холода,
Закружит и завьюжит зима,
А пока будем рады плодам —
Яркой… (осени) славным дарам!
Ох, как жарко! Краски ярки!
Это в гости к нам пришло
И бесценные подарки
С собою… (лето) принесло.
Отдыхали дружно в парке —
Белки кушали с руки.
Мы резвились в Луна-парке,
Дни чудесны и легки!
В выходной поедем к речке,
Посидеть в одном местечке.
Веток с папой наберем
И костер там разведем.
Будем в речке мы плескаться,
В салки весело играть.
Наберем с собой ракушек,
Очень милых безделушек.
Не сидится летом дома,
Всем нам хочется простора!
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте пословицы и поговорки, записанные на доске. Какие из них подходят к теме нашего урока?
• Зима не без морозов.
• Зимой морозы, а летом грозы.
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Лето собирает, зима проедает.
Домашнее задание
Повторить произведения изучаемого раздела.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна