Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: учить анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).

Планируемые результаты: предметные: осмыслять лирические и художественные тексты, понимать настроение произведения, определять собственное отношение к прочитанному; метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации по картинам, сравнивать разные произведения, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, выставка книг по теме урока, репродукции картин И. Остроухова «Парк», А. Саврасова «Зима».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте жужжащим способом.

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И. Котляр

— Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

— Какое слово нельзя причислить к группе слов с корнем -сов-? (Совет.)

— Прочитайте с интонацией удивления (вопросительно; сердито; радостно; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение произведений. Показ иллюстраций.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Откройте учебники на с. 153. Рассмотрите репродукции картин Ильи Остроухова и Алексея Саврасова. Определите тему и задачи урока.

— Что вы можете сказать об этих репродукциях?

— Почему авторы учебника поместили именно их на этой странице?

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

1. Работа над репродукциями картин

— Рассмотрите репродукции картин известных художников. Что вам больше всего понравилось? Почему? Обсудите с другом.

— Прочитайте название картины и фамилию ее создателя.

— Рассмотрите картину более внимательно: что изображено на ней, как расположены герои или предметы (композиция)? Обратите внимание на цвета, краски.

— О чем хотел рассказать художник, на что обратить ваше внимание?

— Выразите свое отношение к картине.

2. Краткий обзор биографии и творчества художников

Илья Семенович Остроухое (1858— 1929) — художник и коллекционер, основатель частного художественного музея, родился в очень богатой купеческой семье. Он в детстве получил блестящее образование и воспитание — знал несколько иностранных языков, играл на рояле, много читал и вообще был разносторонне развитой личностью. У художника были профессиональные коллекции интересных образцов флоры и фауны, 0 которых знали даже за пределами России. Живопись он изучал особым частным образом, беря уроки у А.А. Киселева, И.Е. Репина и П.П. Чистякова. В начале 90-х гг. XIX в. стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — живописец, мастер Пейзажа, родом из Москвы. Отец его был торговцем. Саврасов достаточно рано заинтересовался искусством. В 12 лет он уже писал свои первые пейзажи, которые даже продавал по небольшой цене местным торговцам.

В 1844 г. Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Но вскоре ему пришлось прервать учебу: отец не одобрял такого увлечения сына, хотел, чтобы тот стал его помощником в торговом деле, да к тому же мать тяжело заболела. В 1848 г. Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи друзей. С этого момента начинается активное становление его как художника: он копирует пейзажи Айвазовского, пишет свои работы и отправляется в поездку на Украину. Там Алексей Саврасов пишет работы, о которых заговорили критики, оценивая его как перспективного художника.

Пейзажи Саврасова отличаются реалистичностью, живостью и контрастностью. Когда смотришь на его картины, кажется, что находишься возле того именно дерева и слышишь шум ветра в листве, видишь, как идут тучи по небу.

3. Работа над стихами

— Прочитайте стихи о временах года. Попробуем закончить каждое из них.

Вся природа засыпает,

Белы шубы надевает.

Солнце тусклое блестит,

От мороза не хранит.

Вот и сонные березы

Видят радостные грезы.

Снятся им весна-краса

И другие чудеса.

Это клен — стоит холодный.

Да, наряд-то очень модный!

Все деревья так одеты,

Все ночами видят лето.

Как красивы стали елки,

Распушив в снегу иголки.

А земля теперь светлее,

Мир становится белее.

Радость сказочной поры —

Горки, что для детворы

Лучше всех аттракционов.

Сколько криков-перезвонов!

Что за чародейка это,

Позабывшая про лето?

Точно знаем — то сама… (белоснежная зима).

 

Холод отступает прочь,

И короче стала ночь.

Все тепла давно хотят,

Птицы с юга к нам летят.

Но еще пока не жарко.

Пробивает землю травка.

 

Набухают снова почки,

И появятся листочки.

Скоро первые цветы

Самой нежной красоты

Вновь распустятся в лесу —

Их домой я принесу.

Перепрыгивать ручьи

Будем вместе я и ты.

А все это принесла… (распрекрасная весна}.

 

У деревьев веселый наряд —

Желто-красно-зеленый парад!

Под ногами листва шелестит,

Только это изменчивый вид.

Скоро грянут ветра-холода,

Закружит и завьюжит зима,

А пока будем рады плодам —

Яркой… (осени) славным дарам!

 

Ох, как жарко! Краски ярки!

Это в гости к нам пришло

И бесценные подарки

С собою… (лето) принесло.

Отдыхали дружно в парке —

Белки кушали с руки.

Мы резвились в Луна-парке,

Дни чудесны и легки!

В выходной поедем к речке,

Посидеть в одном местечке.

Веток с папой наберем

И костер там разведем.

Будем в речке мы плескаться,

В салки весело играть.

Наберем с собой ракушек,

Очень милых безделушек.

Не сидится летом дома,

Всем нам хочется простора!

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте пословицы и поговорки, записанные на доске. Какие из них подходят к теме нашего урока?

• Зима не без морозов.

• Зимой морозы, а летом грозы.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Лето собирает, зима проедает.

Домашнее задание

Повторить произведения изучаемого раздела.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна