Урок литературного чтения в 3 классе. Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: учить работать с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий; характеристика героя; основная мысль произведения); редактировать получившийся текст: работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом прозаического характера, создавать собственный текст на основе интерпретации данного; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределить обязанности, составить план совместных действий, договориться о совместных действиях); личностные: проявлять творческие способности.
Оборудование: стенгазета, примеры текстов с редакторской и корректорской правкой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы готовили пересказ по составленному плану.
— Представьте нам свои иллюстрации.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Вперед в поход!
Надели кеды, взяли рюкзаки,
В глазах огонь и на щеках румянец.
Куда спешите вы, озорники?
«Идем в поход!» — ребята прокричали
И шумной стайкой скрылись за горой.
Давай и мы пойдем в поход с тобой
И будем свежим воздухом дышать,
Купаться в речке, загорать, смеяться,
И в мячик у реки играть,
И красотой природы любоваться.
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения: скороговоркой; выразительно).
— Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения? (Ответы детей.)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте записанную на доске тему урока. (Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст.)
— Какие задания мы будем выполнять? Чему будем учиться?
— Откройте «Творческие тетради» на с. 48. Рассмотрите условные обозначения. Как мы будем работать? (В паре, в группе, с учителем, самостоятельно.)
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Что вы из него узнали? Какую задачу они поставили? Совпадает ли она с нашей задачей? (Мы будем редактировать текст.)
— Что значит редактировать?
(Ученики объясняют значение этого слова так, как его понимают.)
— Прочитаем авторский текст Т. Коти на с. 48, узнаем, правильно ли мы ответили.
— Кто работает с авторской рукописью, прежде чем она станет книгой? (Редакторы и корректоры.)
— Какую работу выполняет редактор? (Он, не нарушая стиля и замысла писателя, проверяет и исправляет неудачные фразы в тексте так, чтобы они звучали правильно и красиво. Задача редактора: исправить недочеты в содержании, композиции, языке и стиле рукописи.)
— Какую работу выполняет корректор? (Он правит тексты: исправляет орфографические ошибки, ошибки в словоупотреблении, а также следит за правильной расстановкой знаков препинания.)
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
(Учащиеся читают текст в «Творческой тетради».)
— Оправдались ли наши предположения?
— Как называется рассказ Пети Захарова? («Поход».)
— Прочитайте рассказ. О чем он?
— Аня и Ваня решили поместить этот рассказ в стенгазету. Как вы думаете, о чем она? (Возможно, она будет о летнем отдыхе, о предстоящих каникулах, о жизни класса.)
— Как вы считаете, можно ли этот рассказ поместить в стенгазету? Почему? (Нет, текст надо исправлять.)
— Какие ошибки вы заметили в рассказе Пети? Назовите.
(Учащиеся читают те предложения, в которых Петя неверно определил границы предложений, употребил некоторые слова.)
— Разделите работу с другом. Какую работу будете выполнять: корректорскую или редакторскую?
(Учащиеся работают в паре.)
— Составьте план работы с текстом при выполнении корректуры. (Прочитать текст. Определить границы предложения. Расставить знаки препинания.)
(Самостоятельная работа учащихся. После выполнения заданий проводится проверка.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Какую работу мы выполняли на уроке?
— Какие задачи решили?
— Какие интересные случаи были в вашей жизни?
Домашнее задание
Составить свой интересный рассказ для стенгазеты. Читать и принести на урок рассказы Л.Н. Толстого.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна