Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Толстой «Акула»

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, Работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением парусников.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

В море, не касаясь дна,

Рыба плавает одна,

Остальным всем страх внушая,

Злая, сильная, большая!

То косит глазами хмуро,

То торпедой мчит вперед.

Повезло нам, что акула

В нашей речке не живет!

Н. Манжос

— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Творчество какого писателя мы изучаем?

— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.

IV. Актуализация знаний

— Откройте учебники на с. 56—57. Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О чем этот рассказ?

— Определите тему и задачи урока.

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Акула».

— Что вы знаете об акулах?

— Как вы думаете, где происходят события рассказа?

— Вспомните годы жизни Льва Николаевича Толстого. (1828- 1910 гг.)

— Какие тогда были корабли?

(Учитель рассказывает о кораблях. Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.)

История кораблестроения от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев лайнеров уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.

Главным стимулом возникновения мореплавания, равно ка и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы парус. Затем, приблизительно в X—XI вв., наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.

Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была заложена верфь для постройки промысловых судов.

Развитие русского флота тесно связано с именем Петра I. В июне 1693 г. он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Началось создание регулярного военно- морского флота. К 1714 г. Россия уже имела свой парусный флот.

Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

V. Работа по теме урока

(Учитель читает до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)

— Как вы думаете, что будет дальше?

(Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.)

— Оправдались ли наши предположения?

— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость…)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

— Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.)

— Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)

— Прочитайте, что было дальше.

— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)

— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль».)

— Почему все замерли от страха? (Он мог попасть в мальчиков.)

— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела.)

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)

— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)

— Почему Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула», а не «Выстрел», «Старый артиллерист», «Купание в открытом море»?

— Разделите рассказ на части в соответствии с планом на с. 58 учебника (задание № 5).

— Перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— С каким рассказом вы познакомились?

— Как его можно было назвать по-другому?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна