Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка»
Автор: Нутфуллина Альфия Хусаиновна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43», г. Казань
Описание материала. Предлагаю вам Сценарий урока по литературному чтению для 3 класса: «Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Этот конспект учит анализировать литературное произведение, знакомит учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепляет знания о выразительных средствах языка; развивает воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.
Сценарий урока: «Константин Дмитриевич Бальмонт «Золотая рыбка».
Литературное чтение
3 класс
Используемая образовательная технология | Информационные и коммуникационные технологии (коммуникация-общение) |
Используемый учебник | Э. Э. Кац |
Цели и задачи урока | Цель: Учиться анализировать литературное произведение. Задачи: Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных средствах языка; развивать воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах. |
Оборудование урока | Портрет поэта К. Д. Бальмонта, учебник, мультимедийное оборудование, цветные кружки. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Цель: настроить учеников на учебную деятельность, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. -Дети, откройте учебник на странице 112. — Ребята, к какому жанру относится это произведение? -Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении? -Сегодня мы с вами совершим открытие. | Постановка учебной задачи. Вспоминают жанры произведений. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Прогнозирование содержания текста по его названию. |
2. Изучение нового материала. Цель: а) использовать речевые средства; б) строить монологическое высказывание; в) уметь слушать, передавать впечатления о прочитанном; г) высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о тексте; д) развивать умение выразительного, осознанного чтения; е) поиск информации и понимание прочитанного; ж) находить в тексте конкретные сведения.
| Организует первичное чтение текста учениками. — Прочитайте стихотворение. — Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
— Ребята, читаем стихотворение по строфам. Отвечаем на вопросы. — Куда мы попали вместе с автором? — В какое время года и суток происходит бал? — Что делают люди на балах? — Какие звуки слышите вы? — Найдите в тексте слова и словосочетания, которые позволяют услышать музыку, передают звуки музыки. — Как чувствуют себя гости замка? — Гости счастливы?
-Какова тема стихотворения? -Какова основная мысль стихотворения? -Как вы думаете, почему К. Д. Бальмонт назвал произведение «Золотая рыбка»? -Ребята, а сейчас познакомимся с автором этого стихотворения.
-Люди на балах танцуют. А какие танцы без музыки. (Музыкальная пауза.) | Первичное чтение (про себя).
Чтение стихотворения учащимися по строфам. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Вычленяют содержащиеся в тексте основные события. Извлекают необходимую информацию из текста.
Формулируют несложные выводы, основываясь на тексте. Презентация о творчестве К.Д. Бальмонта. Применение информационного поиска с помощью компьютерных средств. Поиск и выделение необходимой информации. Дети слушают музыку, выполняют танцевальные движения. |
3. Закрепление учебного материала. Цель: а) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; б) находить в тексте средства художественной выразительности; в) уметь работать в паре; г) доказывать собственное мнение, опираясь на текст. | — К. Д. Бальмонт назвал стихотворение «Золотая рыбка». На балу кто-нибудь видел рыбку? — Какую же рыбку «качал» пруд? — Что значит «качал»? — Отблеск ночной звёздочки напоминает золотую рыбку. — Как называется такой приём? Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. -Ребята, работаем в парах. Отвечаем на вопросы на странице 113. Вопросы: -Прочитайте, что сказал поэт о необычных способностях рыбки? Как менялось настроение людей? -Найдите в этом стихотворении олицетворение. -Найдите рифмы в стихотворении. — Расскажите, какие иллюстрации хотели бы вы нарисовать к этому стихотворению? | Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера. Используют поисковый вида чтения. Используют средства выразительности речи.
Работа в парах. Понимают вопросы, отвечают на них, выслушивают собеседника, высказывают свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество с партнёром. Выполняют творческое задание. Устное словесное рисование. |
4.Итог урока. Цель: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | — Ребята, какое открытие вы сделали, прочитав произведение «Золотая рыбка»? Организует работу по самооценке. — Ребята, что понравилось, взволновало, поразило? — Что было трудным? — Вы довольны работой на уроке? — Ребята, оцените свою работу на уроке. | Делают вывод по прочитанному тексту.
Оценивают свою работу с учётом предложенных учителем критериев. Ученики показывают красные, жёлтые, зелёные кружки. |
5.Задание на дом. Цель: выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Организует выполнение домашнего задания по выбору. -Дети, дома выразительно прочитайте стихотворение. По желанию: выучить отрывок стихотворения; нарисовать иллюстрацию к стихотворению. | Учащиеся выбирают домашнее задание по своим возможностям. |
К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка».
В замке был весёлый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели
В замке в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянённые весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко.
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели её
Музыканты бала,
Но от рыбки, от неё,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнёт, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздаётся.
И в сердцах любовь журчит
И весна смеётся.
Взор ко взору шепчет «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду –
Золотая рыбка.
Список используемой литературы.
1. Э.Э. Кац «Литературное чтение», 3 класс. Часть 1-М
2. Энциклопедия
3. Сборник стихов К.Д. Бальмонта