Урок математики, 1 класс «Линии». Конспект урока. Тема: Точки. Конспект урока
Цели:
– познакомить учащихся с точкой — геометрическим объектом, который нельзя охарактеризовать ни формой, ни размерами;
– довести до сознания учащихся, что точка не имеет частей; развивать пространственное воображение, глазомер, коммуникативные способности, навыки работы с чертёжным инструментом — линейкой; воспитывать активность, аккуратность, интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
II. Психологический настрой учащихся.
Учитель. У вас на партах лежат цветные бумажные полоски. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению в начале урока.
Учащиеся выбирают полоску или красного, или желтого, или зелёного цвета.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Посмотрите на рисунок. Назовите знакомые геометрические фигуры и объекты.
Учащиеся называют круг, прямоугольник, прямые линии.
Учитель. Как вы считаете, рисунок завершён? Чем необходимо его дополнить? (Надо снеговику дорисовать глаза.)
Учитель. А как бы вы это сделали? (Нарисовали бы точки.)
IV. Постановка целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке познакомитесь с новым геометрическим понятием «точка», научитесь отмечать точки, а также соединять их прямыми и кривыми линиями. Вспомните приёмы обращения с линейкой.
V. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Задание 1.
Звучит аудиозапись диалога Маши и Миши.
— Маша, что такое точка? — спросил Миша.
— Если какой-то предмет от нас очень-очень далеко, то он кажется нам точкой, — ответила Маша.
Учитель. Найдите на рисунках ТОЧКИ и поставьте рядом с ними другие.
Задание выполняется в парах.
Задание 2.
Учитель. Посмотрите внимательно на изображённые инструменты. Назовите их. Какой инструмент лучше подходит для изображения точки? (Карандаш.) Причём карандаш должен быть остро отточенным. Раскрасьте его.
Учитель. Найдите в своих пеналах карандаш любого цвета и поставьте им точку.
Учитель обращает внимание детей на то, что точку необходимо ставить, а не проводить.
Учитель. Посмотрите, как знакомые вам сказочные герои поставили ТОЧКИ. Как вы думаете, что помогло им?
Учитель. Через точку, которую вы поставили, проведите линию.
Задание по выбору. Учащимся предлагается провести или прямую, или кривую линии.
Физкультминутка
Игра «Нарисуй в воздухе».
Учащиеся под руководством учителя выполняют рисунок человечка в воздухе по тексту.
Точка, точка,
Два крючочка,
Носик, ротик,
Оборотик.
Ручки, ножки,
Огуречик.
Получился человечек!
Можно назвать геометрические фигуры, которые помогли нарисовать человечка.
Задание 3.
Учитель. Рассмотрите линии, продолжите те, которые не проходят через одну точку. Отметьте точку, через которую проходят разные линии.
Задание выполняется у доски.
VI. Первичная проверка понимания.
Учитель. Проведём «точечный» диктант. Слушайте внимательно и выполняйте мои команды:
1) в правом верхнем углу клетки отметьте точку;
2) отступите вправо две клетки и отметьте по углам клетки две точки подряд;
3) отступите вниз одну клетку и отметьте в правом нижнем углу одну точку;
4) отступите влево три клетки и отметьте по углам клетки две точки подряд;
5) отступите вверх две клетки и отметьте по углам клеток три точки подряд.
При проверке учащиеся сверяют полученный точечный рисунок с образцом.
VII. Организация усвоения способов деятельности.
Задание.
Выполняется самостоятельно. Проверка осуществляется по образцу.
Учитель. Соедините точки белого цвета прямой линией, а точки темного цвета — кривой линией.
VIII. Рефлексия деятельности.
Учитель. Чему учились на уроке?
— Что понравилось?
— Что получилось?
— Что не получилось?
— Какое задание было простым?
— В каком испытали затруднения?
— Какую задачу поставим на следующий урок?
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите соответствующую цветовую полоску.