Урок математики во 2 классе. Тема «Прием вычислений вида 26 + 4»
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 26 + 4; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Я задумала два числа из этого круга. Сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? (11 и 9, 12 и 8 и т. д.)
— Я задумала три числа. Сложив их, я получила 20. Какие числа я задумала? (8, 7, 5; 9, 7, 4 и т. д.)
— Из числа 20 я вычла одно из чисел, стоящих в круге, и получила 12. Какое число я вычла? (8)
— Придумайте подобное задание для своих товарищей.
— Подумайте, как быстрее найти сумму чисел 1,2,3,4, 5, 6, 7, 8, 9. ((1 + 9) + (2 + 8) + (3 + 7) + (4 + 6) + 5= 10 + 10 + 10 + 10 + 5 = 45)
2. Геометрический материал
(На доске рисунок)
— Сколько на рисунке треугольников? (9)
3. Устный счет
Игра «Чья ракета быстрее взлетит?»
(Каждый ряд получает листочек с примерами. Учащиеся по цепочке решают их. Выигрывает ряд, который быстрее решит все примеры и не допустит ошибок)
Игра «Молчанка»
(На доске записаны примеры. Вместо некоторых чисел — звездочки. Учитель показывает звездочку, учащиеся — карточку с пропущенным числом)
★ + 30 = 40 67 — ★ = 7
★ + 30 = 100 ★ — 40 = 8
★ — 20 = 30 90 + ★ = 91
★ + 40 = 80 ★ + 80 = 84
4. Занимательная нумерация
— В ряду чисел, которые я назову, два числа переставлены местами: 68» 69, 71, 70, 72. Какие это числа? (70 и 71)
— Как называются эти числа? (Двузначные)
— Из каких разрядов они состоят? (Из десятков и единиц) (На доске записаны числа и дана таблица)
35,56, 86, 32, 82, 88,51.
— Разложите числа на разрядные слагаемые, найдите буквы на пересечении десятков и единиц, и вы узнаете имя великого математика.
Ответ: Пифагор.
III. Самоопределение к деятельности
— Математик принес на урок таблицу. Заполните ее, и вы узнаете, какие знания нам понадобятся при изучении нового материала.
— Итак, что же вам нужно будет помнить сегодня на уроке, чтобы разобраться в новом материале? (Состав числа 10)
IV. Работа по теме урока
— Покажите с помощью палочек число 26.
(Учащиеся откладывают 2 пучка палочек по 10 штук в каждом и еще 6 палочек)
— Прибавьте к числу 26 число 4. Как это сделать? (К 6 палочкам добавить 4)
— Сколько получилось? (10)
— Математик показывает веревку. Как вы думаете, что он хочет сказать? (Наверное, он предлагает связать 10 палочек в пучок)
— Хорошо, давайте сделаем, как он предлагает.
(Учащиеся связывают палочки в пучок)
— Сколько пучков у вас было? (2)
— Сколько еще получили? (1)
— Что будем делать? (Сложим пучки)
— Сколько пучков стало? (3)
— Сколько палочек в 3 пучках? (30)
— Как мы прибавляли к числу 26 число 4? Что мы сделали сначала? (Разложили число 26 на десятки и единицы — 2десятка и 6 единиц)
— Что потом сделали? (Сложили 6и 4, получили 10)
— Что дальше? (К 20 прибавили 10, получили 30)
(Учитель делает запись на доске)
— Откройте учебник на с. 60.
— Посмотрите на примеры сверху. Первый пример мы с вами только что разобрали. Кто хочет объяснить решение второго примера?
(Один ученик объясняет: 95 разложили на 90 и 5. 5 + 5 = 10. 90 + 10 = 100)
V. Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Раз — прыжок и три кивка,
Два — направо голова,
Три — налево поворот.
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 60).
(Устное выполнение)
№2 (с. 60).
(Первый столбик выполняется коллективно с комментированием и записью на доске, остальные — самостоятельно. Коллективная проверка)
№3 (с. 60).
— Прочитайте условие задачи.
— Что нужно узнать?
— Сколько песен было предложено в игре? (12)
— Сколько песен узнала Лена? (5)
— Сколько песен узнала Света? (Неизвестно)
— Что сказано о песнях, которые узнала Света? (Она узнала не только те песни, что и Лена, но и еще 4)
— Что значит «не только те, что и Лена»? (Света узнала Ленины песни — 5)
— Света узнала песен меньше или больше? (Больше)
— На сколько больше? (На 4)
— Запишите задачу кратко.
(Один ученик комментирует вслух)
— Выполним схематический чертеж. Что примем за длину всего отрезка? (12 песен)
— Что будем делать дальше? (Отложим 5 песен, которые узнали и Лена, и Света, и еще 4 песни, которые узнала Света)
— Что еще? (Еще останутся песни, которые не узнала Света, обозначим их знаком вопроса)
— А мы знаем, сколько песен узнала Света? (Нет)
— Что сделаем? (Тоже обозначим знаком вопроса)
— Как задачу решать легче? (По схеме, ее было легче составлять)
— Запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
— Как записать решение одним выражением? (12 — (5 + 4) = 3 (п))
№6 (с. 60).
— Сколько минут в 1 ч? (60мин)
— Сколько дециметров в 1 м? (10дм)
— Сколько сантиметров в 1 м? (100см)
— Сколько миллиметров в 1 см? (10мм)
(Учитель закрепляет на доске карточки)
— Выполните задание самостоятельно.
(Проверка по образцу на доске)
№5 (с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Взаимооценка)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 60). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: № 50 (с. 45).