Урок математики во 2 классе. Тема «Длина ломаной»
Цели: познакомить с двумя способами нахождения длины ломаной; развивать умение сравнивать и преобразовывать величины; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить длину ломаной линии; определять время; использовать графические модели при решении задач; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Купили книгу, ручку, цветные карандаши и чернила. За книгу и цветные карандаши заплатили больше, чем за ручку и чернила. Ручка дороже, чем книга. Что дороже: цветные карандаши или чернила? (Цветные карандаши)
• Ко мне в гости пришли три девочки и два мальчика. Лена старшая из девочек, пришедших в гости. Верно ли, что Лена старше всех детей, пришедших в гости? (Нет, так как в условии задачи ничего не сказано о возрасте мальчиков)
2. Устный счет
— Выполните задание на полях на с. 33 учебника.
3. Работа с моделью часов
— Вспомните, что показывает большая стрелка, маленькая стрелка.
— Какое время показывают часы?
(Учитель показывает время на макете)
— Покажите 5 ч, 7 ч, 9 ч.
— На каком числе стоит минутная стрелка? (12)
— Вспомните, сколько минут от одной цифры до другой. (5 мин)
— Покажите 4 ч 25 мин.
— Где будет стоять маленькая стрелка? (На цифре 4)
— Где будет стоять большая стрелка? (На цифре 5)
— Поставьте стрелки.
— Покажите 6 ч 15 мин, 8 ч 40 мин.
4. Работа над задачами
— Составьте по рисунку задачу о котятах.
— Составьте две обратные задачи.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы фигуры)
— Какая фигура здесь лишняя? (3 — нет углов)
— Как называется фигура 3? (Кривая линия)
— Какая фигура из оставшихся лишняя? (1 — все отрезки выходят из одной точки)
— Как называются остальные линии? (Ломаные)
— Можно ли узнать длину этих линий? (Да)
— Какими способами это можно сделать? (Ответы детей)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(У учащихся на партах лежат цветные нитки, линейки и циркули)
— Рассмотрите рисунок на с. 33.
— Прочитайте задание.
— Как с помощью предметов, которые лежат у вас на парте, узнать, какая дорожка длиннее: от домика до колодца или от домика до беседки? (Можно сравнить длину дорожек с помощью цветных ниток методом наложения)
— Сравните. Что вы можете сказать? (Красная нитка длиннее. Дорожка от домика до беседки длиннее, чем дорожка от домика до колодца)
— А точнее сказать можно? (Нет)
— Каким способом можно точно узнать длину дорожек? (Измерить линейкой)
— Чему равна длина дорожки от домика до колодца? (5 см)
— Как вы узнали? (2см + 3 см = 5см)
— Чему равна длина дорожки от домика до беседки? (6 см)
— Как вы узнали? (3 см + 3 см = 6 см)
— Какой вывод можно сделать? (Дорожка от домика до беседки на 1 см длиннее, чем дорожка от домика до колодца)
— Как измерить длину дорожек с помощью циркуля и линейки? (Измерить длину одного звена и отложить на линейке, кули) затем измерить длину второго звена и отложить на линейке сразу за первым отрезком. Полученная величина и будет длиной дорожки)
— Найдите длину дорожек этим способом. (От домика до колодца — 5см, от домика до беседки — 6 см)
— А как найти длину дорожек в сантиметрах при помощи ниток? (Наложить нитки на линейку и измерить)
— Какой длины ваши нитки? (5см и 6 см)
— Какие три способа измерения ломаной линии мы узнали? (Ответы детей)
V. Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 32).
— Найдите длину ломаной линии любым понравившимся вам способом.
— Какова длина ломаной линии?
— Каким способом вы воспользовались?
№2 (с. 32).
— Какие фигуры изображены на рисунке? (Ломаные линии)
— Сколько звеньев в каждой ломаной линии? (Три)
— Чем отличаются ломаные линии? (Замкнутая и незамкнутая)
— Найдите длины ломаных линий: вариант 1 — линии 1, вариант 2 — линии 2.
— Какова длина ломаной линии 1? (7см)
— Какова длина ломаной линии 21 (7см)
— Сравните длины ломаных. (Они одинаковые)
№4 (с. 33).
— Какой вопрос можно поставить к первой задаче? (На сколько метров высота березы больше, чем высота клена?)
— Какой вопрос можно поставить ко второй задаче? (На сколько масса арбуза больше массы тыквы 7)
— Какой вопрос можно поставить к третьей задаче? (Сколько ягод на второй веточке?)
— Решите задачи самостоятельно.
(Три ученика, решившие задачи первыми, записывают решения и ответы на доске. Проверка. Самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить и решить задачи, обратные задаче 3)
№6 (с. 33).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи.
— Назовите вопрос задачи.
— Составьте краткую запись задачи.
(Один ученик работает у доски)
— Решите задачу самостоятельно.
(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж)
Решение:
1) 10 + 20 = 30 (мин) — едет на автобусе;
2) 30 + 10 = 40 (мин).
Ответ: папа тратит на дорогу 40 мин.
— Запишите решение задачи одним выражением. (10 + 20 + 10 = 40 (мин))
№ 3 (с. 32).
— Вспомните единицы измерения длины.
— Сколько сантиметров в 1 дм? (10см)
— Сколько миллиметров в 1 см? (10мм)
— Сколько миллиметров в 1 дм? (100мм)
(Первый столбик выполняется с комментированием и записью на доске, второй столбик — самостоятельно. Коллективная проверка)
№8 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение)
VII. Рефлексия
Работа в тетради с печатной основой
№20 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Проверка)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали о ломаной линии? Что вспомнили?
— Можно ли прямоугольник назвать ломаной линией?
— Как можно найти длину ломаной линии?
Домашнее задание
1. Учебник: № 5, 7 (с. 33).
2. Тетрадь с печатной основой: № 21 (а) (с. 33, по желанию).