Урок математики в 3 классе. Тема: Скорость движения
Цели урока: рассказать о том, что такое скорость движения и как погода и время суток влияют на движение; прививать навыки и умения решения задач; развивать навыки устного счета, решения задач на нахождение скорости движения; ввести понятия «тормозной путь», «тормозное расстояние».
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: плакат «Остановочный путь», рисунки к задачам, кроссворд.
Ход работы
I. Организация класса.
II. Повторение изученного материала.
1. Вступительное слово учителя.
— Легковые машины, грузовики, автобусы мы каждый день видим на улицах. И не просто видим, мы ездим в них, переходим через дороги, по которым они мчатся. В общем, автомобиль — это сосед любого жителя города. Но сосед очень опасный. Сейчас нам предстоит перейти дорогу по «зебре», а поможет нам в этом математика. Если мы покажем хорошие навыки устного счета, то дорога будет преодолена без аварий.
Устный счет.
Выбрать правильный вариант.
Итог: выбрали вариант № 2 и легко перешли дорогу.
2. Кроссворд.
А сейчас вам зарядка для ума: отгадайте кроссворд «Правила дорожного движения».
По горизонтали:
2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге.
3. Техническое средство, регулирующее дорожное движение.
5. У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
6. Полоса земли для движения транспортных средств.
8. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.
9. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
По вертикали:
1. Важнейшее условие пребывания человека на дороге.
4. Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
7. Предупреждающий знак на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, детского сада).
Ответы: 2. Пешеход. 3. Светофор. 5. Велосипед. 6. Дорога. 8. Тротуар. 9. Водитель.
1. Безопасность. 4. Телефон. 7. Дети.
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
Автомобили и мотоциклы движутся по дорогам с очень большой скоростью. В населённых пунктах разрешена скорость легковых автомобилей 60 км/ч, а на загородных дорогах легковой автомобиль «Жигули» может развивать скорость более 90 км/ч. На такой скорости невозможно сразу остановить автомобиль. От начала торможения до полной остановки он проходит значительное расстояние, это расстояние называют тормозным путём.
Величина тормозного пути зависит от скорости движения, от состояния покрытия дороги, от исправности тормозов и других факторов. Например, если скорость легкового автомобиля 30 км/ч, то при резком торможении он пройдёт тормозной путь, равный 15 м; при скорости 60 км/ч тормозной путь увеличится в 4 раза. Тормозной путь намного увеличится, если торможение происходит на скользкой дороге (в дождь или снег).
2. Решение задач.
Тормозной путь автомобиля в сухую погоду равен 23 м, в дождь — 35 м, а в снег — в 2 раза больше, чем в дождь. На сколько метров и во сколько раз тормозной путь автомобиля больше в снег, чем в дождь?
Физкультминутка
Слон шагает по дороге,
Вот так хобот, вот так ноги.
Под слоном прогнулся мост,
У слона огромный рост.
Весит слон — 300 тонн!
Тонна — ушко,
Тонна — ножка,
Вот так кошка!
3. Решение задач.
1) Маша, выйдя из автобуса, побежала в школу. Успеет ли водитель идущего за автобусом автомобиля остановиться и не совершить наезд, если остановочный путь автомобиля 6 м, а на момент начала торможения расстояние между девочкой и машиной было 5 м? Какие правила нарушила девочка?
2) Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?
Ответ. Опаснее легковой автомобиль, так как у него больше скорость. Кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появляется неожиданно, так как обзор был закрыт грузовым автомобилем.
IV. Подведение итога урока.
— О чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке?
— Что такое тормозной путь?
— Почему нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом?