Урок математике во 2 классе на тему «Сумма и разность отрезков»
Цели: закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной; учить выполнять сложение и вычитание длин отрезков; развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять и решать задачи, обратные данной; выполнять сложение и вычитание длин отрезков; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
№5 (с. 26).
Решение:
| Пудель | Такса | Овчарка |
Юра | + | — | — |
Дима | — | — | + |
Алёша | — | + | — |
Ответ: у Алеши такса.
2. Геометрический материал
(На доске рисунок)
— Сколько на рисунке треугольников? (5)
3. Работа по карточкам
(Учащиеся получают карточки с описанием фруктов и примерами, рядом с каждым примером в скобках записана буква. Им
нужно решить примеры, расставить буквы в порядке возрастания ответов и расшифровать названия фруктов)
Карточка 1
Плод грушевидной, овальной или шаровидной формы длиной 5— 10 см и массой от 500 г до 2 кг. Кожица жесткая, окраска темнозеленая. Под кожурой плода находятся мякоть желтого и зеленого цвета и большая косточка.
Мягкая маслянистая мякоть обладает нежным, отдающим плесенью, немного ореховым ароматом. Нежную мякоть этого плода жители тропиков считают ценнейшим диетическим продуктом.
15 — 9 (А) 12 — 5 (В)
14 — 5 (О) 4 + 8 (К)
6 + 7 (А) 5 + 9 (Д)
8 + 8 (О)
Ответ: 6,7,9, 12, 13, 14, 16 —авокадо.
Карточка 2
По-французски название фрукта — «оранж». С немецкого слово переводится как «китайское яблоко». Это самый вкусный плод из всех цитрусовых.
Согласно китайскому учению фэн-шуй эти плоды приносят в дом счастье, изобилие и процветание. Их часто дарят друг другу, а изображения их вывешивают в доме в период лунного Нового года — и не только из-за названия, которое по-китайски означает «золото», но и из-за их насыщенного, радостного цвета и великолепного аромата.
18 — 9 (Ь) 7 + 7 (И)
12 — 6 (П) 9 + 8 (Н)
16 — 8 (Л) 4 + 7 (С)
13 — 6 (Е) 12 — 9 (А)
Ответ: 3, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 17 — апельсин.
4. Устный счет
Игра «Молчанка»
(У учителя карточки, на каждой из которых записаны три числа — первое слагаемое, второе слагаемое, сумма (в пределах 20). Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто, и поднять соответствующую карточку)
Игра «Магические квадраты»
Игра «Лабиринт»
— Пройдите через трое ворот и наберите число 18.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы фигуры)
— Какая фигура называется ломаной линией? (5)
— По какому признаку определили? (Состоит из нескольких звеньев, не лежащих на одной прямой и не исходящих из одной точки)
— Какая линия называется прямой? (1)
— Что вы знаете о ней? (Не имеет ни начала, ни конца)
— Под каким номером изображена кривая линия? (3)
— Найдите луч. (4)
— Что вы скажете о нем? (Есть начало, но нет конца)
— Какую фигуру можно назвать отрезком? (2)
— Почему? (У отрезка есть начало и конец)
— Длину каких линий можно измерить? (Отрезка и ломаной линии)
— Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось? (Три)
— Измерьте длину двух маленьких отрезков.
— Как, зная длину маленьких отрезков, узнать длину большого отрезка? (Ответы детей)
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 27).
— Сколько отрезков вы видите на рисунке? (Три)
— Что показывают дуги вверху? (Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок)
— Назовите их длины, (6 см и 2 см)
— Что показывает дуга внизу? (Весь отрезок. Большой отрезок)
— Как найти его длину? (Он состоит из отрезков 6 см и 2 см. 6 см + 2 см = 8 см)
— Прочитайте задание 2.
— Выполните его в тетради самостоятельно.
— Сколько у вас получилось отрезков? (Три)
— Из чего состоит длина большого отрезка? (Из длин двух маленьких отрезков)
— Какой длины большой отрезок? (10см)
— Какой длины первый маленький отрезок? (4 см)
— Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием)
— Запишите решение. (10см -4см = 6см)
— Как складываются и вычитаются длины отрезков? (Как обыкновенные числа)
2. Решение задач
(Задача записана на доске)
В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?
— Прочитайте задачу.
— Выделите условие, вопрос.
— Запишите задачу кратко.
(Один ученик работает у доски)
Было — 10 к.
Взяли — 4 к.
Осталось — ?
— Запишите решение задачи. (10 — 4 = 6 (к))
— Составьте задачи, обратные данной.
(Коллективное составление обратных задач. Условия кратко записываются на доске)
Было — ?
Взяли — 4 к.
Осталось — 6 к.
Было — 10 к.
Взяли — ?
Осталось — 6 к.
— Решите задачи самостоятельно.
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Движения руками, выполняемые при плавании)
А во вторник — рисовал,
(Показать, как рисовал)
В среду долго умывался,
(Показать, как умывался)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте)
Очень долго танцевал.
(Покружиться)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку, закрыть глаза)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№3 (с. 27).
(Устное выполнение)
№ 4 (с. 27).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя)
№5 (с. 27).
— Как называются эти фигуры? (Многоугольники, четырехугольники)
— Какая из сторон первой фигуры самая большая? самая маленькая?
— Какой они длины?
— Как узнать, на сколько большая сторона длиннее? (Вычитанием)
— Какая из сторон второй фигуры большая? меньшая?
— Какой они длины?
— Как узнать, на сколько большая сторона длиннее?
— Решение запишите самостоятельно: вариант 1 — для первой фигуры, вариант 2 — для второй фигуры.
2. Работа в тетради с печатной основой
№4, 5 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение)
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 10-11))
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?
— Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка?
Домашнее задание
1. Учебник: задание на полях (с. 27).
2. Тетрадь с печатной основой: № 3, 4 (с. 28).