Урок математики в 4 классе. Тема: Таблица единиц времени
Цели: расширить знания детей о единицах времени, ознакомить с новой единицей времени — веком; привести все эти знания в систему, составив таблицу; развивать внимание, мышление, вычислительные навыки; воспитывать самостоятельность, отзывчивость.
Оборудование: доска, учебники, карточки для устного счета, дополнительные карточки-опоры с заданиями.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Устный счет.
1) Прочитайте числа:
— расстояние от земли до Солнца 149000000 км.;
— Земля легче Солнца в 329 000 раз;
2) назови остаток, который получится при делении числа 25 на 4 (5), (35, 45, 57, 88);
3) дополните до 1 т: 650 кг, 300 кг, 860 кг;
дополните до 1 км: 400 м, 800 м, 830 м;
4) задача: за одну секунду девочка проходит 1 м. Сколько метров она пройдет за 1 мин. (60 м.)
Оценка работы детей.
II. Изучение нового материала.
— Отгадай загадку:
Без ног, а бежит, не кончается,
Никогда назад не возвращается. (Время.)
— Правильно, это время. Тема сегодняшнего урока — «Единицы времени».
— Какие единицы времени вы уже знаете?
— Отгадайте загадку:
12 братьев друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (12 месяцев.)
— А как по-другому можно назвать 12 месяцев? (Год.)
— Запишем в тетради: запись на доске 1 год = 12 мес.
— Ребята, а сколько дней может быть в месяце? (30, 31, 28, 29.)
— Правильно, месяц содержит 30 дней или 31 сутки, а в феврале 28 или 29 суток в зависимости от того, какой год.
— А как объяснить смысл пословицы: «Один день год кормит»?
Высказывания детей.
Пояснение учителя: эту пословицу придумали не зря. Когда растает снег, тут дорог каждый день, ведь нужно вовремя вспахать, посеять хлеб. А осенью собранный урожай будет кормить людей весь год.
— А кто знает, сколько суток содержит простой год? (365.)
— Каждый четвертый год — високосный. Он имеет 366 дней, это в феврале в високосном году вместо 28 дней — 29.
— Итак, запишем то, о чем говорили.
1 месяц — 30 или 31 сутки, 28 — 29.
1 год — 365 суток, в високосном — 366 суток.
— А сколько часов в сутках? (24.)
— Сколько минут содержится в часе? (60 мин.)
— Кто знает, сколько в минуте секунд? (60 с.)
Ребята, а самая крупная единицы времени — это век. Может, кто-то знает, чему равен век?
— Век равен 100 годам, т. е. столетию. Веками измеряют существование городов, сел.
На доске запись.
— Например, Москве сейчас 870 лет= 8 в. 70 лет.
— Городу Смоленску сейчас 1158 лет = 11 в. 58 лет.
Также веками измеряется жизнь некоторых животных. Осетр живет 100 лет!
— Сколько это веков? 100 лет = 1 в.
— Слоновая черепаха — 175 лет. 175 лет = 1 в. 75 лет
— Попугай живет — 135 лет. 135 лет = 1 в. 35 лет
Измеряется веками и долговечность некоторых деревьев:
— Секвойя живет 3500 лет. 3500 лет = 35 в.
— Дуб живет 1000 лет. 1000 лет=10в.
— Липа живет 800 лет. 800 лет = 8 в.
Оценка работы учащихся.
— Молодцы, вы активно работали, хорошо помогали при объяснении нового материала.
III. Закрепление пройденного (работа по таблице в учебнике).
1. Беседа.
1) Назовите по порядку все месяцы в году.
2) Сколько дней в каждом месяце?
3) Назовите весенние месяцы. Сколько дней? (92.)
4) А сколько дней продолжается зима? (90, 91.)
2. Решение задач (задачи на карточках).
1) Анализ задачи.
— Что нужно узнать в задаче? (Вите 14 лет, сколько лет будет Вите через 7 лет?)
— Старше или моложе станет Витя через 7 лет? И т. д.
2) Решение задачи (задача на карточках).
(В месяце 30 дней, 1/3 из них — дождливые, остальные — ясные. Сколько ясных дней в году?)
— О каком месяце идет речь в задаче?
— Сколько дней в этом месяце? (30.)
— Какой главный вопрос в задаче?
Всего — 30 дней.
Дождливых — 1/3.
Ясных — ?
— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
— Можем мы узнать, сколько было дождливых дней? Как? И т. д.
Задача решается на доске учеником, а все записывают в тетрадь.
Оценка работы учащихся.
IV. Итог урока.
— С чем мы сегодня познакомились?
— Какие единицы времени вы знаете?
Дополнительные вопросы:
1. Сколько в 1 часе минут?
2. Сколько в 1 году дней?
— Какую новую единицу вы узнали?
Молодцы, хорошо поработали сегодня все.
Домашнее задание. Выучить таблицу единиц времени.