Конспект урока по математике «Таблица единиц времени», 4 класс. Школа России

Поделиться:

Урок математики в 4 классе. Тема: Таблица единиц времени

Цели: расширить знания детей о единицах времени, ознакомить с новой единицей времени — веком; привести все эти знания в систему, составив таблицу; развивать внимание, мышление, вычислительные навыки; воспитывать самостоятельность, отзывчивость.

Оборудование: доска, учебники, карточки для устного счета, дополнительные карточки-опоры с заданиями.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Устный счет.

1) Прочитайте числа:

— расстояние от земли до Солнца 149000000 км.;

— Земля легче Солнца в 329 000 раз;

2) назови остаток, который получится при делении числа 25 на 4 (5), (35, 45, 57, 88);

3) дополните до 1 т: 650 кг, 300 кг, 860 кг;

дополните до 1 км: 400 м, 800 м, 830 м;

4) задача: за одну секунду девочка проходит 1 м. Сколько метров она пройдет за 1 мин. (60 м.)

Оценка работы детей.

II. Изучение нового материала.

— Отгадай загадку:

Без ног, а бежит, не кончается,

Никогда назад не возвращается. (Время.)

— Правильно, это время. Тема сегодняшнего урока — «Единицы времени».

— Какие единицы времени вы уже знаете?

— Отгадайте загадку:

12 братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.    (12 месяцев.)

— А как по-другому можно назвать 12 месяцев? (Год.)

— Запишем в тетради: запись на доске 1 год = 12 мес.

— Ребята, а сколько дней может быть в месяце? (30, 31, 28, 29.)

— Правильно, месяц содержит 30 дней или 31 сутки, а в феврале 28 или 29 суток в зависимости от того, какой год.

— А как объяснить смысл пословицы: «Один день год кормит»?

Высказывания детей.

Пояснение учителя: эту пословицу придумали не зря. Когда растает снег, тут дорог каждый день, ведь нужно вовремя вспахать, посеять хлеб. А осенью собранный урожай будет кормить людей весь год.

— А кто знает, сколько суток содержит простой год? (365.)

— Каждый четвертый год — високосный. Он имеет 366 дней, это в феврале в високосном году вместо 28 дней — 29.

— Итак, запишем то, о чем говорили.

1 месяц — 30 или 31 сутки, 28 — 29.

1 год — 365 суток, в високосном — 366 суток.

— А сколько часов в сутках? (24.)

— Сколько минут содержится в часе? (60 мин.)

— Кто знает, сколько в минуте секунд? (60 с.)

Ребята, а самая крупная единицы времени — это век. Может, кто-то знает, чему равен век?

— Век равен 100 годам, т. е. столетию. Веками измеряют существование городов, сел.

На доске запись.

— Например, Москве сейчас 870 лет= 8 в. 70 лет.

— Городу Смоленску сейчас 1158 лет = 11 в. 58 лет.

Также веками измеряется жизнь некоторых животных. Осетр живет 100 лет!

— Сколько это веков?                                100 лет = 1 в.

— Слоновая черепаха — 175 лет.              175 лет = 1 в. 75 лет

— Попугай живет — 135 лет.                       135 лет = 1 в. 35 лет

Измеряется веками и долговечность некоторых деревьев:

— Секвойя живет 3500 лет.                    3500 лет = 35 в.

— Дуб живет 1000 лет.                           1000 лет=10в.

— Липа живет 800 лет.                            800 лет = 8 в.

Оценка работы учащихся.

— Молодцы, вы активно работали, хорошо помогали при объяснении нового материала.

III. Закрепление пройденного (работа по таблице в учебнике).

1. Беседа.

1) Назовите по порядку все месяцы в году.

2) Сколько дней в каждом месяце?

3) Назовите весенние месяцы. Сколько дней? (92.)

4) А сколько дней продолжается зима? (90, 91.)

2. Решение задач (задачи на карточках).

1) Анализ задачи.

— Что нужно узнать в задаче? (Вите 14 лет, сколько лет будет Вите через 7 лет?)

— Старше или моложе станет Витя через 7 лет? И т. д.

2) Решение задачи (задача на карточках).

(В месяце 30 дней, 1/3 из них — дождливые, остальные — ясные. Сколько ясных дней в году?)

— О каком месяце идет речь в задаче?

— Сколько дней в этом месяце? (30.)

— Какой главный вопрос в задаче?

Всего — 30 дней.

Дождливых — 1/3.

Ясных — ?

— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Можем мы узнать, сколько было дождливых дней? Как? И т. д.

Задача решается на доске учеником, а все записывают в тетрадь.

Оценка работы учащихся.

IV. Итог урока.

— С чем мы сегодня познакомились?

— Какие единицы времени вы знаете?

Дополнительные вопросы:

1. Сколько в 1 часе минут?

2. Сколько в 1 году дней?

— Какую новую единицу вы узнали?

Молодцы, хорошо поработали сегодня все.

Домашнее задание. Выучить таблицу единиц времени.