Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

Поделиться:

Урок математики во 2 классе на тему «Задачи, обратные данной»

Цели: познакомить с понятием «обратные задачи»; совершенствовать вычислительные навыки, умения преобразовывать величины и выполнять задания геометрического характера.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и составлять обратные задачи; применять полученные ранее знания в измененных условиях; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачу.

Три футбольные команды участвуют в игре. Каждая команда проводит по одной игре с двумя другими. Сколько игр должно быть сыграно? (3)

2. Геометрический материал

(На доске рисунок)

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

— Сколько на рисунке треугольников? (8)

3. Индивидуальная работа по карточкам

(Карточки получают учащиеся, допустившие аналогичные ошибки в контрольной работе)

Карточка 1 (именованные числа)

Сравни величины. Поставь знаки >, < или =.

100 см ○ 1 м                               1 дм ○ 90 мм

20 мм ○ 12 см                             99 см ○ 9 см 9 мм

1 м ○ 8 дм                                   2 см ○ 22 мм

1 руб. ○ 30 коп.                         13 коп. ○ 31 коп.

Карточка 2 (разрядные слагаемые)

Вставь пропущенные числа.

36 — 6 = □                              □ — 7 = 60

54 — 50 = □                            30 + 8 = □

49 — 40 + 1 = □                     95 — □ = 5

32 — 2 — 20 = □                      □ + □ = 79

Карточка 3 (решение задач)

Запиши задачу кратко и реши.

Лена купила ластик и блокнот. Блокнот стоит 32 руб., а ластик на 30 руб. дешевле. Сколько стоит вся покупка?

4. Устный счет

— Решите цепочку. Назовите только ответы.

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

5. Работа над задачами

(Учитель читает текст, учащиеся исправляют или дополняют этот текст так, чтобы он стал задачей)

• В новой Машенькиной книге 35 сказок. Машенька прочитала 24 сказки.

• Костя пылесосил ковер в своей комнате 10 мин, делал домашнее задание 30 мин, а потом смотрел мультфильмы 20 мин. Сколько минут Костя смотрел мультфильмы?

• На пруду плавали 16 уток и 12 гусей. Сколько лебедей было на пруду?

• Сколько конфет съели мальчики?

• У Ивана в доме много кактусов, 5 из них не цветут. Сколько кактусов цветет?

(Учитель читает задачу, учащиеся называют решение и ответ)

• У белой кошки родились 3 белых котенка, а у рыжей кошки-2 рыжих котенка и 4 полосатых. Сколько котят родилось у рыжей и белой кошек? (3 + 2 + 4 = 9)

• В букете 15 одуванчиков и 8 васильков. На сколько больше одуванчиков, чем васильков? (15 — 8 = 7)

• В цирковой программе выступали 3 жонглера, клоунов — на 2 больше, а акробатов было столько, сколько жонглеров и клоунов вместе. Сколько было акробатов? (3 + 2 = 5 — клоунов, 3 + 5 = 8 — акробатов)

• Сережа слепил из пластилина 40 разных динозавров: 10 хищных и несколько травоядных. Сколько травоядных динозавров слепил Сережа? (40 — 10 = 30)

• Рост Илюши 99 см, а рост Ксюши 90 см. На сколько сантиметров Ксюша ниже Илюши? (99 — 90 = 9)

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня к нам на урок снова пришел Математик. Он спешит познакомить нас с новой темой. Только что-то он невеселый. Может быть, что-нибудь случилось?

Оказывается, Математик так спешил к нам, что потерял одно слово из названия темы урока. Но второе слово осталось. Может быть, мы догадаемся, какое слово потеряно, и поможем Математику?

(Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задача»)

— Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи)

— Но мы ведь умеем решать задачи, почему же тогда пришел Математик? (Значит, сегодня мы узнаем о задачах что-то новое, познакомимся с новым видом задач)

Математик говорит, что вы правы. Итак, мы продолжаем решать задачи.

(Задачи записаны на доске)

1. Блокнот стоит 5 руб., линейка — 4 руб. Сколько стоят вместе блокнот и линейка?

2. Блокнот и линейка стоят 9 руб. Блокнот стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?

3. Блокнот и линейка стоят 9 руб. Линейка стоит 4 руб. Сколько стоит блокнот?

— Прочитайте первую задачу. Что известно в задаче? (Блокнот стоит 5руб., линейка — 4 руб)

— Что нужно узнать? (Сколько стоят линейка и блокнот вместе)

— Составьте краткую запись задачи.

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

— Запишите решение задачи. (5 + 4 = 9(руб))

— Прочитайте вторую задачу.

— Чем эта задача похожа на предыдущую и чем отличается от нее? (Примерный ответ. В обеих задачах речь идет о стоимости блокнота и линейки, блокнот и в той, и в другой задаче стоит 5 руб. В первой задаче известна также стоимость линейки и нужно узнать, сколько стоят блокнот и линейка вместе, во второй задаче известна общая стоимость блокнота и линейки и нужно узнать, сколько стоит линейка)

— Составьте краткую запись задачи.

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

— Запишите решение задачи. (9-5 = 4 (руб))

— Что вы можете сказать о решениях этих задач?

— Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько стоят блокнот и линейка вместе и сколько стоит линейка. Не знаем, сколько стоит блокнот)

— Составьте краткую запись задачи.

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

— Запишите решение задачи. (9 — 4 = 5(руб))

— Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи)

— Что одинаково? (Данные, числа)

— Чем отличаются?

— Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа)

— Чем отличаются? (Действиями. Первую задачу решали сложением, вторую и третью — вычитанием)

— Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные) Конечно, это обратные задачи. Посмотрите, как улыбается

Математик, об обратных задачах он и хотел нам рассказать.

— Как называется тема нашего урока? (Обратные задачи) (Рядом с карточкой со словом «задачи» учитель закрепляет 

карточку со словом «обратные»)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 26).

(Устное выполнение)

— Прочитайте первую задачу.

— Ответьте на вопрос задачи. (Блокнот и карандаш стоили 10 руб)

— Как вы узнали? (6 + 4= 10 (руб))

— Прочитайте следующую задачу. Известно ли, сколько стоила вся покупка? (Да. 10 руб)

— Что сейчас неизвестно в задаче? (Сколько стоил карандаш)

— Как узнать? (10 — 6 = 4 (руб))

— Кто догадался, что будет неизвестно в следующей задаче? (Сколько стоил блокнот)

— Прочитайте задачу. Правильно ли вы предположили?

— Как узнать, сколько стоил блокнот? (10 — 4 = 6 (руб))

— Как называются вторая и третья задачи?

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели — все в полном порядке.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№2 (с. 26).

— Прочитайте задачу. Запишите ее кратко.

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

(Можно также выполнить рисунок или схематический чертеж)

Конспект урока по математике «Задачи, обратные данной», 2 класс. Школа России

— Решите задачу самостоятельно.

— Устно составьте обратные задачи.

— Решите обратные задачи.

(Вариант 1 решает задачу с вопросом «Сколько Володя поймал лещей?», вариант 2 — с вопросом «Сколько Володя поймал окуней?». Проверка в парах)

— Какие задачи мы составляли? (Обратные)

— Какие задачи называются обратными?

№3 (с. 26).

— Прочитайте задачу.

— Что нужно сделать сначала? (Перевести 5 см в миллиметры)

— Переведите. (5 см = 50 мм)

— Какие слова подсказывают, какое действие нужно выбрать для решения задачи? (Меньше на..)

— Решите задачу самостоятельно.

№4 (с. 26).

— Какую закономерность в составлении примеров вы заметили?

— Составьте еще по одному примеру в каждый столбик.

— Решите примеры.

(Коллективная проверка. Самооценка)

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 8—9). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 4, с. 12—14))

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о задачах?

— Какие задачи называются обратными?

— Кто понял, как составлять обратные задачи?

Домашнее задание

Тетрадь с печатной основой: № 3, 4 (с. 26—27), 2 (с. 28, по желанию).