Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Берестов

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «В.Д. Берестов и его творчество»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Д. Берестова; развивать воображение; поддерживать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы.

Формируемые УУД: находить нужную книгу среди других книг (на выставке, в библиотеке); определять настроение поэтического произведения; осуществлять самоконтроль на основе коллективно выработанных критериев оценивания учебной деятельности.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III. Актуализация знаний

— Продолжите это стихотворение хором: «Как хорошо уметь читать!..» Если вы не помните его наизусть, можно подсмотреть текст в учебнике на с. 83.

— Кто автор этого стихотворения?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич Берестов понял очень рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати… С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей».

По специальности В.Д. Берестов был археологом, а стихи стал писать, когда у него появилась дочка.

— Прочитайте текст о В.Д. Берестове в учебнике на с. 108.

А ещё Валентин Берестов переводил на русский язык сочинения других авторов. Сегодня мы поближе познакомимся с его произведениями.

— Прочитайте стихотворение «Пёсья песня» на с. 108.

— О ком оно?

— Почему луны не оказалось на небе? (Скрылась за тучами.)

— С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

(Отработка выразительного чтения.)

— Прочитаем стихотворение «Прощание с другом».

— Что вы знаете о ежах?

— Почему ёж ушёл в лес?

(Повторное чтение.)

— Почему дикие звери не хотят жить в неволе?

— Как автор стихотворения относится к ежу?

— Докажите это, прочитав строки из стихотворения.

— Почему мы решили, что автор написал о себе? (На это указывает строчка «Я его провожаю в слезах…».)

— Вызывает ли это стихотворение грусть?

— Прочитайте стихотворение «Любили тебя…» В.Д. Берестова.

(Текст записан на доске.)

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

— Для кого написано это стихотворение?

— О чём оно?

— Как бы вы его озаглавили?

— За что взрослые любят детей?

— Прочитайте последние две строки стихотворения ещё раз. Как вы их понимаете?

Взрослые любят детей всегда, даже когда огорчены их поступками. И наказывают не для того, чтобы сделать ребёнку больно, а с целью воспитания и предостережения от плохих поступков в будущем.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте и выполните задания в учебнике на с. 109. (Часть заданий можно оставить на следующий урок.)

Тот, кто сможет решить все поставленные перед ним задачи, может считать, что «Азбуку» освоил прекрасно и готов к освоению русского языка.

Если вы не можете справиться с заданием, не стесняйтесь, просите помощи у учителя или одноклассников. Друзья всегда готовы прийти вам на помощь.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— В произведениях В.Д. Берестова постоянно прослеживается мысль: «Как приятно научиться чему-то новому». Что нового узнали вы?

— Чему научились?