Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Э. Закрепление изученного

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Гласный звук [э]. Буква Э, э. Закрепление»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети научатся систематизировать знания о буквах 3, э и звуке [э];

• научатся выделять в словах звук [э], находить его место в слове;

• читать слова с буквой э в начале слова;

• узнают, что гласная буква э не пишется после букв ч, ш, щ, ж;

• научатся чтению слов и предложений с изученными буквами;

• научатся выразительно читать связный текст, соблюдая паузы.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Объясните её смысл.

Подчеркните буквы е. Наверху укажите количество звуков, дайте объяснение, сколько букв гласных звуков мы знаем. (10 букв.)

2. Мотивация учебной деятельности

— Выберите буквы, которые вы знаете, и прочитайте название предмета, необходимого школьнику.

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Э. Закрепление изученного

Какой звук лишний? [д], [у], [б], [с]? (Лишний звук [с], так как из остальных букв получилось слово дуб. Лишним может быть и звук [у], так как все остальные звуки согласные, [у] — гласный звук.)

3. Работа по теме урока

Проведём игру «эхо». Три человека будут изображать эхо, а один ученик будет заблудившимся в лесу человеком. Текст читаем по ролям (с. 59).

Придумайте ещё слова, которые может повторять эхо. (Пожар — жар, марка — арка, вода — ода, рассказ — сказ, пирожки — рожки…)

Прочитайте имена детей, укажите букву э. (Элли, Эдик, Эрнест, Эдуард, бегемотик Эдди, Эмма, Эльза.)

Обратите внимание, какая буква расположена под буквой э. (Под буквой э расположена буква е. Бегемотик Эдди.)

Какие звуки даёт нам буква е? Из текста «Поиграем в эхо» выберите слова с буквой е. (Слова лес [э]; вечером [э], речка [э]; отвечало [э]; конец [э]; смех [э]; олень [э]; попробуем [й’э].)

Дайте характеристику букве е и её звукам. (Буква е гласная, обозначает звук [э], когда стоит после согласной буквы. Буква е обозначает два звука [й’э], когда стоит после гласной буквы, в начале слова и после разделительного ь.)

Теперь вы можете объяснить, почему буква э стоит в паре с буквой е. (Они дают один звук [э]. Только с буквой е согласные читаются мягко, а с буквой э — твёрдо.)

Назовите все гласные, с которыми согласные читаются твёрдо, затем гласные, с которыми согласные читаются мягко. (Гласные а, о, у, ы, э; я, 

е, ю, и, е.)

Посчитайте, сколько гласных букв в русском языке? (10 букв.) Сколько гласных звуков в русском языке? (6 звуков.) Какой звук даёт пара букв а-я! ([о], [й’а])

Какой звук даёт пара букв о—ё? ([о], [й’о])

Какой звук даёт пара букв э—е? ([э], [й’э])

Какой звук даёт пара букву—ю? ([у], [й’у])

Какие звуки даёт пара букв ы—и? ([ы], [и])

Прочитайте четверостишие «За рекой то тут, то там…» (с. 59). Выделите слова, в которых слышится звук [э].

Прочитайте текст «Где обедал воробей». У кого обедал воробей? Какие повадки воробьёв вы знаете?

Отгадайте загадки. Выполните схемы слов-отгадок.

На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два С

Называется…      (Экспресс)

 

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?      (Эскимо)

 

К дальним сёлам, городам,

Что идёт по проводам?

Светлое величество —

Это…     (Электричество)

Дети читают слова, записанные на доске: чемпион, стряпуха, гречка, хомут.

— Какой цветок вручили чемпиону? (Пион.)

Какое блюдо приготовила стряпуха? (Это уха.)

Как называется водный поток, около которого растёт гречка?  

(Речка.)

Куда забросили хомут? (В омут.)

Прочитаем рассказ «Жучка» Л.Н. Толстого. Какой вы представляете себе Жучку? (Жучка — это глупая собака. Она была жадная, поэтому осталась без косточки.)

А теперь прочитаем стихи про очень ловкого воробья на странице 60. Выделите трудные для понимания слова. Поработаем с толковым словарём.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Какое правило о шипящих согласных связано с парой букв ы—и? Какое правило о шипящих связано с буквами а—я? Какое правило о шипящих связано с буквами у — ю? Что вы можете рассказать о букве э? О букве е?