Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема » «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Буква Ю ю»
Цели: познакомить учащихся с буквой Ю ю; совершенствовать навыки чтения; учить быстро ориентироваться в тексте; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; расширять кругозор.
Формируемые УУД: ставить вопросы по тексту с возможными вариантами ответов; находить в тексте ключевые слова и слова-ориентиры; уметь организовать исследовательскую деятельность при работе с текстом.
Пропедевтика: литературная сказка, авторская сказка.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже изучили?
— На какие две группы они делятся? (Буквы, которые обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков, и буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.)
— Сколько пар букв, обозначающих гласные звуки, вы видите на ленте в учебнике на с. 45?
— Какие буквы здесь не имеют пары? (Буквы у, е.)
Сегодня пришла пора познакомиться с новой буквой. Но это позже, а пока повторим, что знаем.
II. Актуализация знаний
(Выразительное чтение стихотворения «Первый снег» на с. 44 учебника. Рассказы учеников о зимних забавах детей. Беседа о зимних видах спорта.)
— Ещё раз рассмотрите ленту букв на с. 45 учебника.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Что вы можете сказать о первом ряде букв? Каково их назначение в русском языке? (Они обозначают гласные звуки, образуют слог, указывают на твёрдость согласных звуков, которые стоят перед ними.)
— Сколько розовых окошек остались пустыми в верхнем ряду?
— Напротив какой буквы стоит пустое окошко?
— Что вы знаете о букве е?
— Что вы знаете о букве у?
III. Постановка целей и определение темы урока
— Отгадайте загадку.
Одноногий Ивашка —
Расписная рубашка.
Петь-плясать мастак,
А стоять — никак. (Юла.)
— Выполним фонетический разбор слова-отгадки.
— Какие звуки слышатся в начале этого слова? (Звуки [й’] и [у].)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [й’у]
— Соотнесите слово «юла» со схемой к нему в красной рамке на с. 47 учебника.
— На что вы обратили внимание при рассматривании модели слова? (В ней два слога, два согласных звука и два гласных звука.)
— Сколько мы видим букв на разрезной азбуке? (Три буквы.)
— Как вы думаете, почему так: три буквы, но четыре звука? (Какие-то два звука обозначаются на письме одной буквой.)
— Мы уже знакомы с буквами, при произнесении которых в начале слышится звук [й’]. Назовите их. (Буквы я, е, ё.)
Если вы обратили внимание, когда мы анализировали слово «юла», то отметили в начале слова звуки [й’у], которые обозначаем буквой ю.
2. Знакомство с буквой Ю ю
— На что похожа буква Ю ю!
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась… буква Ю!
А. Шибаев
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 19. К нам на урок спешит юнга — маленький матрос. Он хочет показать вам последовательность написания строчной буквы ю. Повторите за ним элементы.
— А теперь напишите саму букву ю.
— Откройте тренажёр на с. 82. Напишите по образцу строчную букву ю.
— Напишите печатную букву ю.
(При работе с Пр. 2: с. 28, 29 тетради 4.)
— Прочитайте слоги под схемой слова «юла» в красной рамке на с. 47 учебника.
— Почему первый согласный звук во всех слогах слышится мягко?
— В тренажёре на с. 82 напишите слоги с буквой ю печатными и письменными буквами.
— Что нового вы узнали о букве ю!
— Посмотрите на ленте букв на с. 49, где буква ю заняла свое место.
— Проанализируйте и запишите в прописях на с. 19 слова «юла», «юг».
Буква ю обозначает два звука в нескольких случаях.
— Выполним фонетический разбор слов скороговорки «На Юлию лью твою воду».
— Сколько звуков обозначает буква ю во всех этих словах?
— Где находится буква ю в словах скороговорки? (В начале слова, после мягкого знака и после гласного.)
(Учитель вместе с детьми делает вывод о том, когда буква ю обозначает два звука.)
— Откройте прописи на с. 20. Освоить написание заглавной буквы Ю вам поможет девочка в юбочке.
— Выполним фонетический разбор слова «юбка».
— Элементы каких двух букв вы увидели в образце? (Заглавных букв Н, О.)
— Рассмотрите внимательно последовательность написания элементов заглавной буквы Ю. Обведите по образцу.
— Напишите строчку заглавной буквы Ю.
— Одной строки мало, чтобы научиться писать эту букву красиво, поэтому потренируемся писать её в тренажёре на с. 83.
— Обведите по контуру печатную букву Ю.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 96. Прочитайте слоги и слова в задании 1.
— Какую роль играет здесь буква ю!
— Выполним задание 4. Прочитайте слова чётко, разделите их на слоги.
— Прочитайте стихотворение в задании 2.
— Как бы вы его озаглавили?
— В задании 6 добавьте буквы, чтобы получились слова. (Примерный ответ. Люда, дюшес, любовь, тюлень.)
— На что указывает буква ю в этих словах?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 46 учебника. Кого вы на ней видите? (Кошку, мышку и мышонка.)
— Какое время суток изображено на иллюстрации? Как вы это определили? (В доме горит электрический свет.)
— Чем занята мышка? (Примерный ответ. На мышке фартук, она готовила ужин.)
— Что вы можете сказать о порядке в доме? (В доме чисто, только разбросаны вещи мышонка. Его мама жалуется кошке на непослушного малыша.)
— Как вы думаете, какой совет кошка даст маме-мышке?
— Как нужно наводить порядок в доме? (Порядок лучше поддерживать постоянно.)
— Кто написал «Сказку о глупом мышонке»?
— Кому из вас читали эту сказку?
— Почему автор называет мышонка глупым?
— Прочитайте колыбельную в нижней части с. 46.
— Откройте прописи на с. 19. Проанализируйте слово «мОю».
— А теперь поставьте ударение на последний слог: «моЮ», щ
— Как вы понимаете значение этих слов?
(После анализа дети записывают предложения на с. 19 прописей.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте колыбельную на с. 46 учебника ещё раз. Подчеркните букву ад.
— Прочитайте стихотворение на с. 47.
(Учитель рассказывает детям о профессиях швеи и модельера.)
— Проанализируйте и запишите пословицу в прописях на с. 19. Обратите внимание на написание мягкого знака после буквы ш в словах, обозначающих действие.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий с. 28, 29 тетради 4.)
— Что случится, если портной поспешит разрезать ткань? Поэтому в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
— Прочитайте столбики слов на с. 47 учебника.
— Напишите эти слова на последних строчках в прописях на с. 19.
— Прочитайте правило внизу с. 47 учебника.
— Рассмотрите на иллюстрацию на с. 49 учебника. Чем заняты люди?
— Как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах?
— Прочитайте стихотворение В. Берестова.
— О чём оно?
— Как танцуют вальс? (Делятся на пары.)
— Чего не нашла юла?
— Что случится с тем, кто подружится с юлой?
— Найдите в стихотворении слова с буквой ю. Сколько звуков обозначает в них буква ю?
— Прочитайте слоги в таблице вверху страницы.
— Что вы можете сказать о парах слогов в столбиках?
— Почему согласные звуки в первом ряду произносятся твёрдо, а во втором — мягко?
— Проанализируйте и напишите в прописях на с. 20 слова «Юра», «Юля».
— Теперь напишите в прописях предложения.
— Прочитайте лесенку из слов, записанных на доске.
юг
юла
юрта
юннат
юность
— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
VII. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 5, 7, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 97.)
— Повторите за мной скороговорку несколько раз.
Юлька, Юленька-юла,
Юлька юркая была.
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой буквой вы познакомились?
— Какую особенность она имеет?
— Что интересного вы узнали на уроке?