Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Ю. Школа России

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема » «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака. Буква Ю ю»

Цели: познакомить учащихся с буквой Ю ю; совершенствовать навыки чтения; учить быстро ориентироваться в тексте; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; расширять кругозор.

Формируемые УУД: ставить вопросы по тексту с возможными вариантами ответов; находить в тексте ключевые слова и слова-ориентиры; уметь организовать исследовательскую деятельность при работе с текстом.

Пропедевтика: литературная сказка, авторская сказка.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже изучили?

— На какие две группы они делятся? (Буквы, которые обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков, и буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.)

— Сколько пар букв, обозначающих гласные звуки, вы видите на ленте в учебнике на с. 45?

— Какие буквы здесь не имеют пары? (Буквы у, е.)

Сегодня пришла пора познакомиться с новой буквой. Но это позже, а пока повторим, что знаем.

II. Актуализация знаний

(Выразительное чтение стихотворения «Первый снег» на с. 44 учебника. Рассказы учеников о зимних забавах детей. Беседа о зимних видах спорта.)

— Ещё раз рассмотрите ленту букв на с. 45 учебника.

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

— Что вы можете сказать о первом ряде букв? Каково их назначение в русском языке? (Они обозначают гласные звуки, образуют слог, указывают на твёрдость согласных звуков, которые стоят перед ними.)

— Сколько розовых окошек остались пустыми в верхнем ряду?

— Напротив какой буквы стоит пустое окошко?

— Что вы знаете о букве е?

— Что вы знаете о букве у?

III. Постановка целей и определение темы урока

— Отгадайте загадку.

Одноногий Ивашка —

Расписная рубашка.

Петь-плясать мастак,

А стоять — никак. (Юла.)

— Выполним фонетический разбор слова-отгадки.

— Какие звуки слышатся в начале этого слова? (Звуки [й’] и [у].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [й’у]

— Соотнесите слово «юла» со схемой к нему в красной рамке на с. 47 учебника.

— На что вы обратили внимание при рассматривании модели слова? (В ней два слога, два согласных звука и два гласных звука.)

— Сколько мы видим букв на разрезной азбуке? (Три буквы.)

— Как вы думаете, почему так: три буквы, но четыре звука? (Какие-то два звука обозначаются на письме одной буквой.)

— Мы уже знакомы с буквами, при произнесении которых в начале слышится звук [й’]. Назовите их. (Буквы я, е, ё.)

Если вы обратили внимание, когда мы анализировали слово «юла», то отметили в начале слова звуки [й’у], которые обозначаем буквой ю.

2. Знакомство с буквой Ю ю

— На что похожа буква Ю ю!

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю!

А. Шибаев

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 19. К нам на урок спешит юнга — маленький матрос. Он хочет показать вам последовательность написания строчной буквы ю. Повторите за ним элементы.

— А теперь напишите саму букву ю.

— Откройте тренажёр на с. 82. Напишите по образцу строчную букву ю.

— Напишите печатную букву ю.

(При работе с Пр. 2: с. 28, 29 тетради 4.)

— Прочитайте слоги под схемой слова «юла» в красной рамке на с. 47 учебника.

— Почему первый согласный звук во всех слогах слышится мягко?

— В тренажёре на с. 82 напишите слоги с буквой ю печатными и письменными буквами.

— Что нового вы узнали о букве ю!

— Посмотрите на ленте букв на с. 49, где буква ю заняла свое место.

— Проанализируйте и запишите в прописях на с. 19 слова «юла», «юг».

Буква ю обозначает два звука в нескольких случаях.

— Выполним фонетический разбор слов скороговорки «На Юлию лью твою воду».

— Сколько звуков обозначает буква ю во всех этих словах?

— Где находится буква ю в словах скороговорки? (В начале слова, после мягкого знака и после гласного.)

(Учитель вместе с детьми делает вывод о том, когда буква ю обозначает два звука.)

— Откройте прописи на с. 20. Освоить написание заглавной буквы Ю вам поможет девочка в юбочке.

— Выполним фонетический разбор слова «юбка».

— Элементы каких двух букв вы увидели в образце? (Заглавных букв Н, О.)

— Рассмотрите внимательно последовательность написания элементов заглавной буквы Ю. Обведите по образцу.

— Напишите строчку заглавной буквы Ю.

— Одной строки мало, чтобы научиться писать эту букву красиво, поэтому потренируемся писать её в тренажёре на с. 83.

— Обведите по контуру печатную букву Ю.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 96. Прочитайте слоги и слова в задании 1.

— Какую роль играет здесь буква ю!

— Выполним задание 4. Прочитайте слова чётко, разделите их на слоги.

— Прочитайте стихотворение в задании 2.

— Как бы вы его озаглавили?

— В задании 6 добавьте буквы, чтобы получились слова. (Примерный ответ. Люда, дюшес, любовь, тюлень.)

— На что указывает буква ю в этих словах?

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 46 учебника. Кого вы на ней видите? (Кошку, мышку и мышонка.)

— Какое время суток изображено на иллюстрации? Как вы это определили? (В доме горит электрический свет.)

— Чем занята мышка? (Примерный ответ. На мышке фартук, она готовила ужин.)

— Что вы можете сказать о порядке в доме? (В доме чисто, только разбросаны вещи мышонка. Его мама жалуется кошке на непослушного малыша.)

— Как вы думаете, какой совет кошка даст маме-мышке?

— Как нужно наводить порядок в доме? (Порядок лучше поддерживать постоянно.)

— Кто написал «Сказку о глупом мышонке»?

— Кому из вас читали эту сказку?

— Почему автор называет мышонка глупым?

— Прочитайте колыбельную в нижней части с. 46.

— Откройте прописи на с. 19. Проанализируйте слово «мОю».

— А теперь поставьте ударение на последний слог: «моЮ», щ

— Как вы понимаете значение этих слов?

(После анализа дети записывают предложения на с. 19 прописей.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте колыбельную на с. 46 учебника ещё раз. Подчеркните букву ад.

— Прочитайте стихотворение на с. 47.

(Учитель рассказывает детям о профессиях швеи и модельера.)

— Проанализируйте и запишите пословицу в прописях на с. 19. Обратите внимание на написание мягкого знака после буквы ш в словах, обозначающих действие.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий с. 28, 29 тетради 4.)

— Что случится, если портной поспешит разрезать ткань? Поэтому в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

— Прочитайте столбики слов на с. 47 учебника.

— Напишите эти слова на последних строчках в прописях на с. 19.

— Прочитайте правило внизу с. 47 учебника.

— Рассмотрите на иллюстрацию на с. 49 учебника. Чем заняты люди?

— Как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах?

— Прочитайте стихотворение В. Берестова.

— О чём оно?

— Как танцуют вальс? (Делятся на пары.)

— Чего не нашла юла?

— Что случится с тем, кто подружится с юлой?

— Найдите в стихотворении слова с буквой ю. Сколько звуков обозначает в них буква ю?

— Прочитайте слоги в таблице вверху страницы.

— Что вы можете сказать о парах слогов в столбиках?

— Почему согласные звуки в первом ряду произносятся твёрдо, а во втором — мягко?

— Проанализируйте и напишите в прописях на с. 20 слова «Юра», «Юля».

— Теперь напишите в прописях предложения.

— Прочитайте лесенку из слов, записанных на доске.

юг

юла

юрта

юннат

юность

— Запишите эти слова в рабочую тетрадь.

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 5, 7, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 97.)

— Повторите за мной скороговорку несколько раз.

Юлька, Юленька-юла,

Юлька юркая была.

VIII. Подведение итогов урока

— С какой новой буквой вы познакомились?

— Какую особенность она имеет?

— Что интересного вы узнали на уроке?