Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Чтение слов с буквой Е е»
Цели: продолжить формирование представления о значении буквы е (что обозначает, на что указывает); развивать речь, фонематический слух.
Формируемые УУД: делать обобщения; осуществлять самоконтроль; работать с различными источниками информации.
Пропедевтика: род имён существительных; омонимы; личные местоимения; понятие «пейзаж».
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Что это за буква, в которой спрятались сразу два звука?
— Назовите имена людей, начинающиеся с этой буквы. (Елена, Ева, Екатерина, Егор, Ермак, Евсей, Емеля, Ефрем.)
II. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 47. Нужно начинать с медленного чтения скороговорки, затем чтение ускоряем. Только после этого дети произносят её быстро и по памяти. Затем ученики выполняют задания 2, 4, 5.)
III. Актуализация знаний
— Выполните фонетический разбор слов «енот», «ест», «кроет».
— В каких случаях буква е обозначает два звука [й’э]?
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 32. Сравните письменную заглавную букву Е с печатной.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 28, 29 тетради 2.)
— Сегодня у нас в гостях Емеля. Что у него в руках?
— Он пришёл, чтобы объяснить вам, как писать элементы заглавной буквы Е. Изучите внимательно, как он начинает писать, в какой последовательности. Сначала пишем верхнюю часть, затем нижнюю.
— Обведи элементы вслед за стрелками.
— Напишите заглавную букву Е на разлинованной части страницы.
— Теперь напишем её в тренажёре на с. 40.
— Прочитайте слова, расположенные под печатными буквами в тренажёре.
— Выполните фонетический разбор слов «Ева» и «Ереван».
— Запишите их по образцу: сначала по контуру, а затем самостоятельно.
— Прочитайте следующие слова: «енот», «есаул».
— Напишем их после фонетического разбора.
— Прочитайте текст на с. 75 в учебнике.
— Запишите предложения в прописях на с. 32.
(При работе с Пр. 2: с. 30, 31 тетради 2.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Послушайте стихотворение.
Эта зверюшка совсем безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная,
Люди бедняжку назвали — ехидна.
Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно!
Б. Заходер
— За что человека называют ехидной?
(Работа по определению многозначных слов.
Ученики выполняют задания 6 и 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 48. Дети могут списать пару предложений: «Ветер воет», «Волк воет».)
— Прочитайте слоги в таблице на с. 75 учебника.
— Что общего у букв и, el (Они указывают на мягкость предшествующего согласного звука.)
(На доске запись.)
У Пети, у Лены, у Елены.
— Прочитайте записанные на доске слова.
— Для чего служит маленькое слово «у»? (Для связи слов в предложении.)
— Как мы его называем? (Предлог.)
— Запишите на свободных строчках в прописях на с. 32: «у Пети», «у Лены», «у Елены»; «о Пете», «о Лене», «о Елене».
— Прочитайте слова в красных рамках на с. 77 учебника.
— Прочитайте слово «село» так, чтобы ударение падало сначала на первый слог, а потом на второй слог.
— Изменилось ли от этого значение слова? Докажите.
(Учитель объясняет многозначность слов: «селО» — «сЕло», «много мЕла» — «вьюга сильно мелА».)
— Что изображено на рисунках?
— Из какого материала построены дома? (Из дерева.)
— О чём это говорит? (В округе много леса, поэтому этого строительного материала много.)
— Прочитайте предложения вверху с. 76 учебника.
(Слова на выбор: «мохнатые», «высокие», «толстые», «красивые», «пушистые», «мощные».)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Учитель вывешивает репродукции картин: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. Остроухое «Золотая осень» и др.) Перед вами картины, которые называются пейзажами. (Учитель проводит беседу.)
— Откройте учебник на с. 76. Рассмотрите рисунок в центре.
— Чем вы занимались летом?
— Кто из вас бывал на реке?
— Кто умеет плавать и нырять?
— Какие правила поведения у воды нужно соблюдать детям?
— Чем опасна река?
— Чем занимается мальчик на рисунке?
— Откуда он прыгнул в воду?
— На чём он приплыл с другого берега?
— Что вы видите на противоположном берегу реки?
— Прочитайте текст «Лето».
— Распространите предложение «Река», добавляя по одному слову в каждое следующее предложение. (Примерный ответ. Река течёт. Быстрая река течёт. Быстрая полноводная река течёт. Быстрая полноводная река течёт на юг. Быстрая полноводная река Дон течёт на юг.)
— Обратите внимание: в случае, когда появляется предлог, мы добавляем два слова. Часто, чтобы распространить предложение, необходимо добавить не одно слово, а несколько слов сразу. Например: «Быстрая полноводная река Дон течёт на юг мимо городов Липецкой, Воронежской, Ростовской областей».
— По аналогии с предыдущим заданием распространите предложение «Ива». (Примерный ответ. Ива растёт. Ива растёт на берегу. Ива растёт на берегу реки. Красивая ива растёт на берегу реки. Красивая ива растёт на берегу реки Дон.)
— Распространите предложение «Около ивы мостки», увеличивая количество слов в несколько приёмов. Например: «Около густой ветвистой ивы через реку перекинуты шаткие деревянные мостки».
— Найдите основу предложения «Вот Сева нырнул с мостков в реку».
— Прочитайте предложение, в котором говорится, что дети ловили раков.
— Составьте предложения к схемам, данным внизу на с. 76.
— Подберите к этим же схемам предложения из текста «Лето».
— Проанализируйте предложения и схемы на с. 77.
— Прочитайте предложения про Лену.
— Если Лена будет питаться плохо, чем это повредит её здоровью?
— Кого называют ленивым человеком?
— Как люди относятся к ленивым людям?
(Учитель может провести беседу о здоровом образе жизни и правильном питании.)
— Послушайте стихотворение.
Здоровье всюду,
Здоровье везде.
И даже, представьте,
В обычной еде.
Сила и здоровье
В молоке коровьем.
Е. Шестопалова
— Поговорим о правописания имён собственных. Прочитайте их внизу с. 77.
— Сколько в них слогов?
(Учитель знакомит детей с родом имён существительных (мужской род, женский род), с единственным и множественным числом имён существительных.)
— Запишите имена в рабочую тетрадь: «Вера», «Света», «Лена», «Сева», «Тарас», «Кира». Помните: имена собственные пишутся с заглавной буквы.
— Закончите слова: се**, **ле**. (Сено, село, сети; полено, колено, колесо.)
(Учитель проводит игру «Любопытный учитель»: спрашивает всякий раз конкретного ученика, а тот отвечает словом, которое начинается с буквы е.)
— Какие имена ты знаешь? (Егор, Елена, Ермак.)
— Какое твоё любимое дерево? (Ель.)
— В какой реке ты не купался? (В Енисее.)
— Какую ягоду ты любишь? (Ежевику.)
— Каких рыб ловят в реке? (Ершей.)
— Каких животных ты знаешь? (Ехидна, енот.)
— Поработаем над чистоговоркой.
Не-ве-ре — стоит домик на горе.
Ле-ре-ке — плывёт лодка по реке.
Те-се-ве — росы капли на траве.
— Внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Сырок, сырка, сырку, о сырке.
Ворона, вороны, вороне, о вороне.
Сорока, сороки, сороке, о сороке.
— Чем различаются слова в каждой группе? (Меняется окончание слов, изменяется форма слова.)
— Прочитайте следующие слова, записанные на доске.
Сыр, сырок, сырное.
Осина, осинка, осиновое.
— На что вы обратили внимание? (Это две группы родственных слов.)
— Что общего у этих слов? (У них одинаковый корень.)
— Выполните задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 48.
— Что обозначают эти слова?
— Как мы называем слова, обозначающие имена людей? (Имена собственные.)
— А теперь выполним задание 10. Прочитайте предложения по цепочке.
— Распространите каждое предложение.
— Прочитайте предложения по очереди, работая в парах.
— Выполним проверочную работу.
(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 24—27.)
VIII. Подведение итогов урока
— Когда буква е обозначает два звука?
— Когда буква е указывает на мягкость согласного звука?
— Что на уроке вызвало у вас затруднение?