Урок обучения грамоте «Кто матери не послушает — в беду попадёт. Гласный звук», 1 класс. Школа России. Конспект урока
Цели: формировать у учащихся представление о том, что гласный звук образует слог; развивать умение различать согласные и гласные звуки; развивать устную речь, внимание, фонематический слух; воспитывать интерес к русскому языку, родному краю.
Формируемые УУД: читать знаковую модель слога-слияния с опорой на гласный звук; наблюдать за образованием слогов- слияний; определять порядок звуков в словах; выделять ударный слог в слове; чётко произносить звуки; проговаривать чистоговорки; строить предложения по иллюстрации; соблюдать правила работы в паре.
Пропедевтика: согласные звуки — мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, шипящие.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Примерный ответ. Осваивали понятие об устной и письменной речи, предложении, слове, слогах. Составляли рассказы, рисовали рисунки, штриховали, писали элементы букв.)
(Важно добиваться от детей полных ответов. На уроках необходимо приучать детей давать полные, развёрнутые ответы.)
— У кого из вас есть желание пропеть звукоряд со всеми теми звуками, которые мы с вами пропели на предыдущих уроках?
— Проговорим вместе потешки, стихотворения, которые вы запомнили.
— Как называется всё то, что мы с вами сейчас произносили?
— Для чего человеку нужна речь?
Иногда речью человек пользуется, чтобы рассмешить своего собеседника. Это могут быть смешные анекдоты, случаи из жизни, стихотворные строки, высказывания детей. Послушайте, что говорят дети в стихах Раисы Дерикот.
1. — Если нет меня совсем —
Значит, я конфеты ем.
2. — Что ты делаешь, Евгенья?
— Ем хрустальное печенье.
— А вы умеете рассказывать смешные истории?
— Можно ли смешную историю рассказать про акулу?
Акулы — это хищники. Их нужно опасаться, избегать встречи с ними в море. На акул вы можете посмотреть в океанариуме. Ежедневно специально обученные аквалангисты подплывают к акулам и кормят их. Также через толстые стеклянные стенки зрители могут наблюдать, как аквалангист танцует в паре с акулой. Красивое зрелище, но опасное.
— Откройте тренажёр нас. 13. Заштрихуйте акулу.
— А теперь обведите по образцу элементы букв, которые расположены в верхней части страницы. Допишите строчки до конца.
— Сравните образец и то, что написали вы.
— Подчеркните зелёным цветом те элементы, которые вы написали красиво и которые вам нравятся.
(Учителю на заметку. Перед началом письма обязательно нужно выполнять пальчиковую гимнастику.)
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».)
«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.
2. Артикуляционная разминка
(Упражнения «Губы», «Щёчки».)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2-3 раза.
«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5-7 раз.
3. Работа над дикцией
(Ученики выполняют распевку на звуки [а], [о], [у]. Затем хором проговаривают ранее изученные скороговорки и стихотворения из уроков 3—5 пособия «Как хорошо уметь читать!».)
III. Актуализация знаний
— Откройте учебник на с. 15. Вспомните, какой рассказ о купании детей мы с вами составили по иллюстрации на предыдущем уроке.
— Из скольких предложений получился рассказ?
— Проанализируем предложение «Дети построили замок из песка и гальки».
— Проведём слого-звуковой анализ слов «галка» и «галька».
— Какие звуки в этих словах различаются? Почему? (Звуки [л] и [л’]. В слове «галка» он слышится твёрдо, а в слове «галька» — мягко.)
— Проанализируем слова «голубь» и «голуби», «оса» и «осы».
— Рассмотрите схемы внизу страницы и соотнесите их с рисунками.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 24. Рассмотрите рисунок внизу страницы.
— Что делает лягушка?
— Где сидит зайчик?
— А кто сидит рядом с зайчиком?
— Кто сидит на переднем плане?
— Как вы думаете, можно ли мышку, зайку и лягушку назвать друзьями?
— Какая погода изображена на рисунке?
— Почему лягушка радуется? (Лягушка любит воду, поэтому дождик её радует.)
— А почему зайчик, мышка грустят?
— Под чем спрятались зайчик и мышка от дождя?
— По какому признаку на рисунке можно определить, что дождик идёт давно? (На земле уже лужи.)
— Как называется всё то, что мы сейчас произнесли?
— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
— Каким цветом вы раскрасили дождевые струи?
— Разделите на слова предложение «Лягушка качается на качелях».
— Составьте и нарисуйте схему предложения под рисунком.
— Разделите слова предложения на слоги, используя интонации. (Ля-гуш-ка ка-ча-ет-ся на ка-че-лях.)
— Назовите звуки в слове «лягушка» по порядку.
— А теперь рассмотрите рисунки и элементы букв, которые вы будете учиться писать.
(Письмо по образцу.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Слова делятся на … (слоги).
— А слоги состоят из … (звуков).
— Произнесите медленно слово «лук». (Ллуукк.)
Сегодня на уроке вы будете учиться выделять звуки в словах, упражняться в чётком произнесении каждого звука в слове, отдельно от других звуков. Узнаете, что звуки тоже делятся на группы. Их можно классифицировать по произношению. Познакомитесь с новым понятием «гласные звуки».
(Учителю на заметку. Термины «классификация», «последовательность» должны звучать чаще, так как это предусмотрено содержанием заданий Всероссийских проверочных работ.)
V. Работа по теме урока
— Какой звук произносит мама, когда укачивает ребёнка? (А-а-а.)
— Какой звук издаёт волк? (У-у-у.)
— Изобразите, как жужжат пчёлы. (Ж-ж-ж.)
— Как рычит собака? (Р-р-р.)
— Как девочка удивляется? (О-о-о.)
— А как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф.)
— Какой звук издаёт комар? (З-з-з.)
(Одновременно с произнесением изолированных звуков [у], [ф] и т. д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.)
Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Гласные звуки поются и тянутся. Другие поизносятся с трудом: мешают преграды — губы, зубы, язык. Если при произнесении звуков встречаются преграды: губы, зубы, язык — то это звучат согласные звуки.
Итак, сделаем вывод: одни звуки поются, тянутся плавно: [а-а-а], другие — нет: [т-т-т].
— Произнесите вслед за мной звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
— Давайте теперь эти звуки произнесём плавно, попробуем пропеть с ними звукоряд.
— Что вы заметили? (Они долго тянутся.)
— Послушайте стихотворение В. Берестова. Какие гласные и согласные звуки вы выделите?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
([а], [о], [у], [ы], [э], [и].)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
([ф], [д], [т], [л], [м], [р].)
— А теперь поучимся произносить согласные звуки: [д], [д’] [т], [т’], [ф], [ф’], [л], [л’] и т. д.
(Можно произнести все мягкие и твёрдые согласные звуки.)
— Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся встречают преграду при произнесении.)
— На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
Вы получили новые знания о звуках русского языка: их можно классифицировать на две группы — гласные и согласные звуки.
— Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
— Как называется сказка? («Волк и семеро козлят».)
— Обратите внимание на значок-помощник с двумя звёздочками. Что он обозначает? (Работаем в паре.)
Я вам прочитаю задание из учебника, а вы его выполните, задавая вопросы друг другу. Затем будем работать коллективно.
(Дети в течение минуты рассматривают иллюстрацию к сказке, задают друг другу вопросы и отвечают на них.)
— Что вы видите на иллюстрации? (Мы видим беспорядок в комнате.)
— Почему вы решили, что в комнате беспорядок? (Примерный ответ. Скамья перевёрнута, кошка-копилка валяется на полу. Упал чугунок с молоком, молоко вылилось на пол. Половик скомкан. Скатерть сдёрнута со стола, стул перевёрнут. Ваза с цветами лежит на полу. На кровати беспорядок. Картина на стене висит криво. Кадка для воды, ухват для чугунков, игрушки разбросаны небрежно.)
— Посмотрите внимательно на разбросанные предметы и скажите, в какую игру могли играть дети в комнате. (Прятки, футбол, догонялки и т. д.)
— В каких местах можно играть в футбол?
— Кто из вас хотел бы посещать футбольную секцию?
— Кто выскочил из платяного шкафа, когда пришла мама-коза?
— Кто подглядывает в окно?
— Опишите состояние козы. (Она расстроена, ошеломлена, в ужасе развела руками.)
— Что принесла коза в корзинке?
— Для кого она несла молоко?
— Почему всем детям и многим детёнышам животных нужно молоко?
— Какая печальная история здесь произошла?
— Как называется всё то, что мы сейчас произнесли? (Обязательно провести анализ одного-двух предложений. Поводится звуко-буквенный анализ слов «ухват», «козлик», «мяч», «штора».)
Придумайте предложения к иллюстрации по схемам, приведённым на с. 17. (Примерные предложения. Коза удивилась. Козлёнок увидел маму. Маленький стульчик был перевёрнут.)
(Для анализа желательно пока брать предложения без предлогов.)
— Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи — век учись»?
— Можно ли открывать дверь незнакомым людям?
— Откройте прописи на с. 25. Что изображено на рисунке? (Дом, забор, цветы, кресло-качалка, ёжик, ёлка.)
— Разделим эти слова на слоги.
— Назовите по порядку звуки в этих словах.
Итак, сделаем вывод: количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков.
— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.
— Обратите внимание на буквы в верхней части страницы. Выделим в них общий элемент, который есть у всех букв.
(Письмо элементов букв по образцу.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Проведём звуко-буквенный анализ слов «куры», «осы».
— Произнесите слово «куры».
— Сколько слогов в слове «куры»? Два.)
— Какой первый слог в этом слове?
— Какие звуки мы слышим в слоге ку!
— Звук [к] гласный или согласный?
— Звук [у] гласный или согласный?
(Учитель выставляет белый и красный квадраты на наборном полотне, а дети — в разрезной азбуке.)
— Какой второй слог в слове «куры»?
— Какой первый звук в слоге ры.
— Какой второй звук в слоге ры
(Учитель выставляет квадратики со звуками на наборное полотно.)
— Сколько всего звуков в слове «куры»?
(Так же анализируется другое слово.)
— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Запишите отгадки в виде схем (клеточка — один звук).
1. Под полом таится,
Кошки боится. (Мышка.)
2. У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка.)
— Расскажите своё любимое стихотворение так, чтобы нам оно понравилось и чтобы мы услышали ударный слог в словах.
— Откройте прописи на с. 26. Кто изображён на рисунке? (Дети: девочка и мальчик.)
— От чего зависит количество слогов в словах?
— Что делают дети? (Беседуют, разговаривают, общаются.)
— На чём сидит девочка? (На песке.)
— Что делает мальчик?
— Что в руках у девочки?
— Как вы думаете, почему без дождя дети сидят и лежат под зонтиками?
— Что находится у девочки за спиной?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать в летнее время на пляже?
(Проводится звуко-буквенный анализ слова «зонт».)
Итак, сделаем вывод: слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
— В чём различие гласных и согласных звуков?
— Раскрасьте рисунок.
(Письмо элементов букв по образцу.)
— Кто не довёл палочку до верхней линии рабочей строки?
— Кто выполнил закругление выше нижней линии рабочей строки?
— У кого элементы вышли за строку?
— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?
— На одинаковом ли расстоянии находятся элементы друг от друга?
— Отгадайте загадки А. Кочергиной и произнесите чётко первый слог в отгадках.
1. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл — и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь.)
2. Не берёза, не сосна —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
4. Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)
— Какая общая тема объединяет все отгадки? (Это загадки о растениях.)
— Какое слово-отгадка лишнее? (Жёлудь. Это плод, а не дерево.)
— Выполним анализ слова «рябина».
— Сколько слогов вы услышали?
— Какой слог первый? Какой второй? третий?
— Из каких звуков состоит слог ря?
В слоге ря два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием, например: ра, ва, би, на, ня, ну, лы. (Учитель показывает, как на схеме обозначается слияние.)
— В завершение уроков письма и чтения допишем элементы букв в тренажёре на с. 13.
— Какие фигуры вы видите под изображением акулы?
— Из каких фигур составлен контур куклы?
— Какой предмет изображён под куклой?
— По каким признакам вы поняли, что это телевизор? (Наверху антенна.)
— Обведите предметы по контуру. Допишите строчки до конца.
VIII. Подведение итогов урока
— На какие две группы мы делим все звуки?
— Что мы называем слогом-слиянием?
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроке?