Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Первоучители словенские»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети узнают о происхождении славянского алфавита, познакомятся с его создателями Кириллом и Мефодием;
• узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Для чего нам нужен алфавит? Повторите его. Сколько букв в русском алфавите?
2. Мотивация учебной деятельности
— Поработаем с орфографическим словарём.
А теперь возьмём «Словарь по русскому языку для младших школьников», раздел «Слова цветовой гаммы».
Учитель зачитывает отрывки из русских сказок, в которых есть слова, обозначающие цвета.
3. Работа по теме урока
— Очень, очень давно, в IX веке до н.э., в Византии, в городе Солунь, жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.
Славянский князь Константин попросил греческого царя Михаила прислать в Россию учёных братьев Константина и Мефодия с тем, чтобы они рассказали славянам о святых христианских книгах. Позже Константин принял монашество, то есть ушёл жить в монастырь, и его нарекли Кириллом.
Кирилл очень хотел научить русских людей писать и читать. И вот решил он придумать русскую азбуку, с помощью которой можно будет писать книги. Русские люди в то время были совершенно безграмотны. Не было в России русского шрифта. Много думал и работал Кирилл и придумал славянские буквы. Так появился русский алфавит, который в честь Кирилла и назвали кириллицей. Каждая буква имела своё имя. Названия букв напоминали людям о том, что забывать человеку никак было нельзя: добро, живёте, земля, люди и т.д.
Послушайте, как об этом монахе писал поэт.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
— Попытайтесь объяснить смысл незнакомых слов, которые встретились вам в стихотворении: монастырь, келья, монах, озарённый тусклым светом. Выберите буквы из славянского алфавита, которые похожи на наши буквы. Сколько букв было в славянском алфавите? (44 буквы.)
Как звали монаха, который придумал славянские буквы? (Кирилл.)
Далее братья Кирилл и Мефодий смогли перевести на славянский язык греческие книги. Появились школы, и славяне стали постигать грамоту: учиться писать и читать. 24 мая мы отмечаем праздник — День славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем братьев Кирилла и Мефодия, которые подарили славянам грамоту. Прослушайте стихотворение.
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянами,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы? Мы — славяне!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне — россияне,
Издревле, кто вы? Мы — славяне!
Учитель подводит детей к мысли, что все перечисленные народы — это славяне. Все они пользовались алфавитом, который придумали братья Кирилл и Мефодий.
— Рассмотрите иллюстрацию на странице 89. Здесь изображены Кирилл и Мефодий с книгами, со свитками. Расскажите, какими они предстали перед нами на плакате. (Мудрые, благородные, умные, степенные, добрые, спокойные, уверенные в своём добром деле, человеколюбивые…)
Прочитайте текст «Первоучители словенские» на странице 88. Как в народе называют братьев Кирилла и Мефодия? Прочитайте слова, из которых становится ясно, что такое равноапостольные.
Почему Кирилл и Мефодий решили, что славянскому народу нужна письменность?
Какой праздник отмечают во многих славянских странах 24 мая?
Давайте посмотрим выставки азбук К. Ушинского, Л.Н. Толстого. А кто напечатал первую русскую «Азбуку», мы узнаем на следующем уроке.
4. Рефлексия учебной деятельности
— О каких людях вы сегодня узнали? Что такое первоучители?