Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Правописание слов с ъ и ь»
Цели: формировать у учащихся представление о том, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак, а в каких — разделительный мягкий знак; совершенствовать навыки чтения (также с данными буквами); развивать память, внимание, мышление орфографическую зоркость.
Формируемые УУД: выполнять фонетический разбор слов и транскрибировать слова с твёрдым и мягким разделительными знаками; определять роль имён прилагательных в речи; составлять тексты-описания.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Кто из вас слышал выражение: «Трудолюбив, словно муравей»? Когда так говорят?
Вы в течение всего учебного времени, начиная с 1 сентября, упорно трудились. И о вас тоже можно сказать, что вы трудолюбивы, словно муравьи. Хочется верить, что и дальше вы станете так же настойчиво и с увлечением овладевать знаниями.
В незнакомой такой обители
Неприметно для нас живёт
Очень рыженький, очень маленький
Муравьиный такой народ.
Озабоченный, сосредоточенный,
И у каждого ноша своя.
Ну скажите, а вы разве видели
Беззаботного муравья?
Р. Дерикот
II. Развитие речевого аппарата
(Упражнения на усмотрение учителя.)
III. Актуализация знаний
— Выполним фонетический разбор слова «муравьи».
— Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
— Сколько всего букв в русском алфавите?
— Сколько из них обозначающих гласные звуки?
— Какие гласные звуки вы знаете?
— Какие буквы могут обозначать два звука?
— В каких случаях эти буквы обозначают два звука?
— Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного звука?
— Перед какими буквами пишем ь? а?
— Прочитайте стихотворение «Хвосты» на с. 76 учебника, расставляя логическое ударение.
— Какие значения имеет слово «хвост»? (Конский хвост, хвост семян, хвост ящерицы, хвост самолёта, хвост кометы, хвост у девочки на голове.)
— Прочитайте стихотворение В. Орлова на с. 11.
— Мальчик хвалится, что он умеет писать. Но при этом он не умеет читать. Что вы можете сказать по этому поводу? Возможно ли такое?
— А вы умеете писать?
— А читать вы умеете?
— Сейчас проверим, как вы умеете читать и писать. Напишите мягкий и твёрдый знаки в тренажёре на с. 96.
— Напишите в тренажёре слова и предложение.
— Подчеркните в них твёрдый знак.
(При работе с Пр. 2: с. 42, 43 тетради 4.)
— Выполните фонетический разбор слов «вьюга», «семья», «семь», «съел».
— Напишите эти слова на последних свободных строчках в тренажёре на с. 96.
— Прочитайте текст «Правда всего дороже» на с. 77 учебника.
— А теперь прочитайте его по ролям.
— Поставьте вопросы к тексту.
— Почему рассказ так называется?
— Почему мальчик затрясся от страха?
— Как поступил отец?
— Какие выводы вы сделали, прочитав этот рассказ?
— Почему отец похвалил мальчика?
— Как поступили бы вы на месте мальчика?
IV. Постановка целей и определение темы урока
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. (Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение.)
А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твёрдый знак».
Но не могли найти никак
Ни твёрдый знак,
Ни мягкий знак…
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти.
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Коврова.
Илья Петров ответил так:
«И твёрдый знак, и мягкий знак
Найдёшь в одно мгновенье.
Ты их найдёшь, когда прочтёшь
Своё же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нём нашли.
И написали мы в Ковров:
«Благодарим, Илья Петров!»
— За что Илья Петров получил благодарность?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— На с. 76 учебника прочитайте текст «Ключ».
— Что вы узнали о слове «ключ»?
— Какие ещё слова-омонимы, то есть слова с одинаковым написанием, но разными значением, вы знаете?
— Прочитайте слова, записанные на доске.
объявить объяснить
съездить объединить
— Проанализируйте и запишите предложение «На улице вьюга» на с. 32 прописей (Пр. 1).
— Правильно соотнесите вопросы и слова, записанные на доске.
Кто? льёт, пьёт
Что? съедобный, подъёмный, съёженный
Какой? съест, отъедет
Что делает? соловьи, муравьи
Что сделает? ружьё, подъезд, объявление
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст Л.Н. Толстого на с. 78 учебника.
— Как вы думаете, наелся бы мужик одной баранкой?
— Перескажите его.
— Найдите в тексте слова с твёрдым и мягким знаками. Подчеркните их.
— Прочитайте слова с мягким знаком, записанные на доске. (Учитель обращает внимание детей на то, что в словах, обозначающих действие предмета, после шипящих на конце пишется ь.)
пьёшь съешь
шьёшь въедешь
вьёшь подъедешь
пляшешь объединишь
— Прочитайте стихотворение «Господин учитель Жук» нас. 78,79.
— Где проходили занятия?
— Что основал для насекомых учитель Жук?
— Кто пришёл на занятия?
— На какой вопрос эти слова отвечают?
— К какой группе слов мы их отнесём? (Это имена нарицательные, отвечают на вопрос «кто?».)
— Теперь прочитаем стихотворение по цепочке.
(С каждой следующей буквы читает другой ученик.)
— Кто знает, что такое розга?
— А как бы вы отнеслись к тому, если бы вас гоняли розгой за неуспеваемость, как учитель Жук?
— Для чего служит разделительный твёрдый знак?
— Что помогает нам понять, что в слове нужно писать 5?
— Прочитайте стихотворение Ю. Коваля на с. 80 учебника.
— Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима» нас. 81.
(Анализ содержания этого стихотворения будет проведён на следующем уроке.)
— Рассмотрите ленту букв на с. 81.
Мы с вами изучили все буквы. Теперь мы будем учиться чтению, чтобы овладеть всеми теми знаниями, которые вам предлагают учебные дисциплины.
— Выполним проверочную работу.
(«Проверочные работы по обучению грамоте», с. 84—87.)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Какую роль выполняют мягкий и твёрдый знаки в русской речи?