Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Разделительный мягкий знак

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети познакомятся с разделительным мягким знаком, его вторым значением в слове;

• научатся читать слова и словосочетания с разделительным мягким знаком;

• проводить фонетический разбор слов, в которых присутствует разделительный мягкий знак;

• научатся правильному, выразительному чтению маленьких текстов и стихотворений;

• работать в группах, парах, соотносить свою роль с действиями товарищей;

• познакомятся с творчеством детских писателей, научатся запоминать правильное название произведения и автора, который его написал.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые,

Встанут в ряд —

Сейчас заговорят. (Буквы)

Сколько букв в русском алфавите?

В алфавите — 33 буквы. Откройте «Азбуку», часть 1. Каждая буква имеет своё имя. Когда вы будете повторять буквы друг за другом, почувствуете, что это очень похоже на музыку. Алфавит нужно выучить наизусть. Слова в словарях также располагают в алфавитном порядке. Фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту и т.д.

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, парные согласные звуки, буквы, которые могут обозначать два звука? Какие буквы не обозначают звука? С какой буквы не может начинаться слово? (С буквы ы.)

Какая буква даёт всегда только мягкий согласный звук? (Буква ч.)

Пятеро волов одной сохой пашут. (Рука и пальцы.)

Белое поле, чёрное семя,

Кто поле сеет, тот и разумеет.    (Ручка, тетрадь — лист, буквы)

2. Мотивация учебной деятельности

— Ответьте на занимательные вопросы.

Что среди Волги стоит? (Буква л.)

Что находится посредине Киева? (Буква е.)

Что стоит между стеной и дверью? (Буква и.)

У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. (Буква о.)

Что же такое буква? (Это значок, который обозначает звук. Буквы мы видим и пишем.)

Прочитайте текст на странице 13. Озаглавьте его. Подчеркните орфограммы. (Ольга, письмо.)

Для чего служит здесь ь? (Он смягчает л и с.)

Назовите, сколько в этих словах букв и звуков. Кто приносит письма в дом к людям? (Почтальон.)

Напечатайте это слово. Разделите его на слоги. Особенно внимательны будьте, когда подойдёте к букве ь. Поставьте ударение.

Мягкий знак смягчает звук [л], и поэтому он с ним очень подружился и никак не может оторваться от буквы, которую он смягчает.

Поделите на слоги слова Ольга и письмо? Прочитайте второй текст на странице 14.

Учитель обращает внимание на правильность и чтение целыми словами.

— Выберите слова с ь. Определите, для чего служит ь. (Гусь, дрознить, постоять, перестань, брось.)

3. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение В. Берестова «Раз-два…» (с. 14). Какая буква не обозначает звука? Какую функцию исполняет ь в слове?

Игра на странице 14. Где в слове может стоять ь?

Что остаётся на месте старого костра? (Зола, уголь.)

Напечатайте слово уголь. Составьте его схему. Сколько букв и звуков в этом слове? (Пять букв, четыре звука.)

А теперь спрячьте ь в середину слова. (Угольки.)

Напечатайте это слово. Выполните его схему. Как на звуковой схеме обозначается ь? (Он не обозначается, так как ь не имеет звука.)

Для чего служит мягкий знак в этих слова? (Он указывает, что согласный звук читается [л].)

Разделите эти слова на слоги. (Мягкий знак не отделяется от впереди стоящей согласной буквы.)

Представьте, угольки не маленькие, а большие. Как вы про них скажете? (Угли.)

Да, вы правы, и это слово очень интересное. Напечатайте его в тетрадь.

Прочитайте это слово и подумайте, для чего здесь ь. Когда ещё согласные читаются мягко? (Когда за ними идут гласные я, е, и, когда за согласными идёт ь.)

А здесь что мы наблюдаем? (Здесь стоит гласная я.)

Да, я сама может смягчить согласный звук [л’]. Для чего же здесь поставили букву ь?

Дети анализируют слова: угольки, уголья.

— Попробуйте убрать ь из второго слова и прочитайте, что получится.

Дети пробуют прочесть уголя.

~ Нет, слова не получается, значит, ь убирать нельзя.

На что указывает здесь ь? Постарайтесь несколько раз произнести это слово и послушать звуки? (Мягкий знак разделяет звуки: согласный звук от гласного, чтобы они не сливались.)

Послушайте и напечатайте слово семья. Что оно обозначает? (Папа, мама, дети и бабушка с дедушкой — это и есть семья.)

Мы убедились ещё раз, что ь служит для разделения согласного звука и гласного. Он разделительный ь.

— Разделите слово на слоги. Помните, как ведёт себя буква ь при делении на слоги.

Прочитайте слова, старайтесь голосом показать, какую функцию выполняет в слове буква ь: пень, роль, рояль, куль, соль, мель, пеньки, кульки, рулька, полька, сосулька, Мальвина, доктор Пилюлькин, Машенька и медведь, комья, ульи, лью, ручьи, соловьи, семья, гостья, друзья, Пьеро, сиянье, воробьи.

Сделайте вывод. (Мягкий знак указывает, что согласный звук нужно читать мягко. Но ь может служить и для разделения согласного и гласного звуков, тогда он становится разделительным мягким знаком.)

Проведём фонетический разбор слова друзья, то есть посчитаем, сколько букв в этом слове и сколько в нём звуков. (Шесть букв. Звуки: [д], [р], [у], [з], ь звука не даёт, [й’а] — б звуков.)

Аналогичная работа проводится со словами Пьеро, речь.

— Что нового вы заметили в «поведении» гласных, которые стоят после разделительного ь? (Я и е обозначают два звука.)

В каких случаях гласные буквы обозначают два звука? (Буквы я и е могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова (яма), когда стоят после гласных (моя) и когда стоят после разделительного ь (семья).)

Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Прочитайте отрывок из стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова.

Рассмотрите картинку к этому отрывку. Что видите? (На скамеечке сидят и скучают дети. Между ними идёт разговор о домашних новостях.)

Как называется это произведение? («А что у вас?» Написал его Сергей Михалков.)

Как можно назвать детей, сидящих на скамеечке в родном дворе? (Друзья.)

Напечатаем это слово. Составим звуковую схему этого слова. Сделаем вывод о назначении ь. Как называется этот ь? О чём рассказал последний собеседник? (У него гость.)

Какой это ь? Составьте из этого слова другое так, чтобы ь знак стая разделительным. (Гостья.)

Какие ещё произведения С. Михалкова вы читали?

Учитель нацеливает детей на самостоятельное чтение этих произведений и говорит о том, что книги этого писателя и поэта обязательно должны быть в домашних библиотеках.

— Прочитайте это стихотворение ещё раз по ролям и выучите его. Сколько персонажей нам нужно? (Автор, Боря, ребёнок.)

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что полезного и интересного мы узнали сегодня? (Мы узнали, что буквы гласных я и е, которые стоят после разделительного мягкого знака, обозначают два звука [й’а] и [й’э].)

В какой роли может выступать ь в словах?