Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Л. Н. Толстой. Рассказы»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети познакомятся с творчеством Л.Н. Толстого и его рассказами;
• усовершенствуют навыки чтения на диапазоне изученных букв;
• повторят знания о делении слов на слоги;
• разовьют познавательные интересы;
• проявят интерес к творчеству русских писателей и поэтов;
• приобретут положительные качества личности.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Составьте слово из слогов: ка, бу, аз. (Азбука.)
Разделите на слоги и поставьте ударение. Может ли человек обойтись без азбуки? Почему? О какой букве говорится?
На эту букву посмотри,
Она совсем, как цифра три. (Буква 3)
(С. Маршак)
— Чему мы мы научились, работая по азбуке?
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте рассказ «Филипок» о сельском мальчике. Беседа по содержанию.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите портреты.
Учитель показывает портреты А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
— Кто здесь изображён?
Книги великого русского писателя Льва Николаевича Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди на всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. Свою жизнь Л.Н. Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал школу для детей из бедных семей, которые по тем временам не могли учиться. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали.
Ребята с удовольствием приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало, — считать, писать или рисовать. Видя, как ребята стараются, Толстой любил хвалить детей: «Так, так, хорошо сделал, хорошо написал». Одной из его любимых учениц была маленькая Оля Ершова. Решит Оля задачку, Лев Николаевич возьмёт и посадит её на шкаф. И скажет другим ученикам: «Учитесь и вы так же, как она!»
Всё свободное от уроков время Лев Николаевич проводил с ребятами. Вместе ходили в лес, на реку. Своим яснополянским ученикам Толстой старался привить любовь к книге. Дети в любое время могли прийти к нему в дом за книгами, выбирали сами, что нравилось. Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете — ещё приходите!»
Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы, сказки, басни для детей — простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Новую Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».
Некоторые произведения Л. Толстого мы с вами уже читали. Давайте их вспомним. Откройте учебник на странице 94 и прочитайте текст.
Дети читают рассказ «Дед стал стар…»
— Выберите пословицу, которая подойдёт к этому рассказу.
Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.
Где умному горе, там глупому веселье.
Где правда, там и счастье.
Вез беды друга не узнаешь.
— Какая пословица подходит? (Вторая.)
Найдите в тексте слова, состоящие из одного слога. Вспомните правило, которое помогает определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Давайте поиграем в игру «Доскажите словечко».
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая… (Собака)
Правильно. А собака была героиней другого рассказа Л.Н. Толстого. Кто помнит, как её звали? (Жучка.)
Обозначьте орфограмму. (Кличка животного пишется с большой буквы.)
Прочитайте рассказ «Жучка». Почему Жучка оказалась ни с чем? (Она жадничала и осталась ни с чем.)
Подберите пословицу к этому рассказу. Ребята, как называют людей, с которыми нам приятно общаться, они очень дороги нам, в любую минуту эти люди могут прийти нам на помощь? (Это товарищи, друзья.)
Друзей надо беречь, потому что хорошего друга нелегко найти. Давайте вспомним рассказ «Два товарища». Можно ли назвать этих людей друзьями? (Нет.)
Почему? Какую вы знаете на эту тему пословицу? (Сам погибай, а товарища выручай.)
Подберите подходящую пословицу. (Мы возьмём четвёртую пословицу: Вез беды друга не узнаешь.)
Прочитайте последнюю пословицу. (Где правда, там и счастье.)
Может быть, вы вспомните рассказ, к которому она подошла бы? («Правда всего дороже».)
Прочитайте скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Произнесите её быстро.
О каком животном говорится в этой скороговорке? (О конях.)
У кого ещё из домашних животных есть копыта? (У коровы, козы, овцы.)
Прочитайте рассказ про коня, а потом вы расскажете, что же это за конь. Прочитайте текст на странице 94. О ком этот текст? (О двух друзьях.)
— Подойдёт ли к нему какая-нибудь из наших пословиц? (Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.)
Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобится? (Петя, Миша, автор.)
Как зовут героев этого рассказа? Из-за чего они спорили? Какое слово говорит о том, что спор у них начался нешуточный? (Стали другу друга рвать.)
Как мама разрешила спор друзей? Что она сделала? Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? (Играть по очереди или вместе, дружно.)
Что хотел сказать нам Л.Н. Толстой? (Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.)
Уверена, что одну из сказок Л.Н. Толстого вы все знаете. Назовите сказку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной… (Медведь)
Эта сказка называется… («Три медведя».)
Перескажите содержание сказки с опорой на иллюстрации. Многие произведения Л.Н. Толстого очень поучительны. В них высмеиваются недостатки людей — жадность, злость, зависть, лень. Но в конце есть нравоучение. Такое произведение называется басней.
Прочитайте басню Л.Н. Толстого «Белка и волк». Сделайте вывод после прочтения басни. (Легче живётся доброму человеку, который не делает зла другим.)
Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к этой сказке? Как бы вы нарисовали волка? Какого цвета краски нам понадобятся? (Злой, сердитый, с оскаленной пастью, нужны краски серого цвета.)
Какой нарисуете белку? Какого цвета краска нужна для неё? (Рыженькая краска нужна. Весёлая нужна краска.)
— А сейчас вернёмся к рассказам в учебнике на странице 94 «Помню я была мала…».
Хорошо читающий ученик читает второй рассказ.
О чём этот рассказ? Кто герой рассказа? (Девочка.)
Почему вы так решили? Зачитайте это предложение. Какая получилась сумка у девочки? {Сумка была плоха.)
Почему? (Она ещё не умеет хорошо шить.)
Но почему девочка так гордилась сумкой? (Сшила её сама.)
Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? (Взрослой, старательной, умной, настойчивой.)
А малыши Петя и Миша? (Они тоже малы, но глупы, драчливы, забияки, жадные.)
4. Рефлексия учебной деятельности
— О каком писателе мы говорили на уроке? Что вы о нём узнали? Какие произведения вам понравились? Чему вы научились? Какие из них вы приобрели бы в свою библиотеку?