Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Твердые и мягкие согласные звуки

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цели: помочь учащимся обобщить знания о твёрдых и мягких согласных; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, мышление; поддерживать интерес к родному языку.

Формируемые УУД: комментировать выполненное письменное задание; находить дополнительную информацию по теме в справочной литературе.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Кто из вас знает, сколько месяцев вы уже проучились в 1-м классе?

— Что нового за это время узнали?

— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже изучили?

— А какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже знаете?

II. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1—8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 93, 94. Стихотворения в заданиях 7 и 8 дети читают по ролям.)

III. Актуализация знаний

(Дети читают и пересказывают тексты на с. 42, 43 учебника, ставят вопросы по содержанию текстов, озаглавливают, выявляют тему и основную мысль.)

— В тексте на с. 42 разбейте последнее длинное предложение на несколько более коротких.

— Запишите слова-антонимы на с. 43 в тетрадь.

(Учитель напоминает детям о существовании слов с противоположным значением.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— Почему в слове «хвоя» звуков больше, чем букв?

— Какие ещё буквы могут обозначать два звука?

— В каких случаях они обозначают два звука?

— Приведите примеры. (Моя, льёт, ежи.)

— Когда буквы е, ё, я обозначают один звук?

— Какую роль в этом случае играют эти буквы в слове? (Обозначают мягкость предшествующего согласного звука.)

— Приведите примеры. (Мёд, семена, мята.)

— Выполните фонетический разбор названных слов.

— Выберите из каждой пары верное утверждение:

а) буква обозначает мягкий звук только в том случае, если после неё стоит мягкий знак,

б) буква обозначает мягкий звук не только в том случае, когда после неё стоит мягкий знак;

а) в русском языке есть буквы, которые обозначают твёрдый или мягкий звук и не имеют пары по твёрдости-мягкости,

б) в русском языке нет букв, которые обозначают твёрдый или мягкий звук и не имеют пары по твёрдости-мягкости.

(Выбор утверждения дети должны обязательно обосновать примерами.)

— Запишите в тетрадь пословицы.

Старый друг лучше новых двух.

Книга — лучший подарок.

— Прочитайте стихотворение «Первый снег» Я. Акима на с. 44 учебника.

(Дети читают стихотворение в парах, по цепочке, хором. Учитель вывешивает на доску репродукции картин на тему «Зима».)

— Что принёс кот?

— Когда кот принёс снег?

— На чём кот принёс снег?

— Поставьте логическое ударение в словосочетании «первый снег» сначала на первое слово, а затем на второе слово.

— Что имеет первый снег?

— Какой он, первый снег?

— Что снег расстелил на мостовой?

— Какие детские зимние забавы вы знаете?

— Выразительно прочитаем стихотворение ещё раз.

— Выполните фонетический разбор слов «кот», «снег».

— Как мы с вами поступаем, если написание и произношение согласных на конце слова не совпадает?

— Каким образом проверяем написание парных согласных в слове?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст «Игра в слова» на с. 45.

— Посмотрите на иллюстрацию: кого вы видите?

— Что человек несёт в руках?

— Как вы думаете, откуда он идёт?

— Приходилось ли вам с родителями бывать в гастрономе или 

супермаркете?

— Что вы там покупали?

— Какие слова вы увидели в буквах слова «гастроном»? (Трон гном, монстр, нога, рост, тон, сор, рота, нота и т. д.)

— А какие слова спрятались в слове «храбрость»? (Храбро храбр, хор, хорь, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор сто, бор, трос.)

— В прописях (Пр. 1) на с. 18 прочитайте, проанализируйте и запишите все предложения.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 25 27 тетради 4.)

— Найдите и подчеркните в словах буквы, которые не обозначают звуков, но указывают на мягкость предшествующих согласных звуков.

(Дети подчёркивают в словах мягкий знак.)

— Поиграем в игру «Буква потерялась». Добавьте букву, чтобы получилось слово.

(На доске запись.)

*алва               *итрец                            *ризантемы

*олод               *леб                               *утор

(Дети записывают слова в тетрадях и выделяют орфограммы.)

— Ещё одна игра — «Лесенка». Добавьте букву, чтобы получилось слово.

**х (пух, мох)

***х (крах, прах, слух)

****х (порох, горох, посох)

*****х (пастух, воздух)

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

— Чему вы научились на уроке?