Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [в], [в’]. Буква В, в.»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети продолжат знакомство со звонкими согласными звуками [в], [в’];
• познакомятся с буквами русского алфавита В и в;
• уточнят понятие «слог», узнают о слогообразующей роли гласных, научатся произносить по слогам двусложные и трёхсложные слова, научатся делить слова на слоги;
• повторят правописание имён, отчеств и фамилий людей, кличек животных;
• расширят кругозор о спорте.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицу: Маленькое дело лучше большого безделья. Объясните, как вы её понимаете. (В ней говорится о трудолюбии и лени. Любое, даже маленькое дело, надо делать хорошо, старательно. Лень человека не красит. Бездельников не любят. Лентяю жить тяжело.)
Какой звук мы повторили? [л], [л’]. Какие это звуки?
Пословица: Не тараторь языком — торопись делом. Как вы её понимаете? (Иногда люди много болтают. Спешат рассказать о каком- либо деле. В это время дело стоит на месте. Нужно поступать наоборот: быстро выполнять порученное дело или просто домашнее задание, меньше говорить, не хвастаться.)
Какой звук мы услышали? [р], [p’].
Сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками. А вот к какой группе согласных они будут относиться, узнаем в процессе
урока.
2. Мотивация учебной деятельности
— Игра «Кто составит больше слов» из изученных букв.
На доске все изученные буквы в бусинках-кружочках — а, о, у, ы, и, н, л, р, к, т, с.
— Составьте и запишите слова в тетрадь для печатания. (Кот, рот, торт, сыт, рыл, лис, тир, кар, лук, сараи, кино, клин и т.д.)
3. Работа по теме урока
— Отгадайте ребусы.
Работа проводится устно, так как отдельные буквы дети не проходили.
— Возьмите два последних рисунка из тех предметов, которые вы отгадали в ребусах.
Появляется «Паровозик из Ромашково» и «голубой вагон», веточка вербы.
— Из какого состава этот вагончик? (Вагон отцепился от паровозика из Ромашково.)
Произнесите слово вагон. Какой звук вы слышите в начале слова?
(Звук [в].)
— Какой это звук? Произнесите первый слог? Какие звуки слышим? (Звуки [в] и [а].)
Как произносится новый звук? (Звук [в] произносится твёрдо.)
Произнесите второе слово. (Верба.)
Произнесите первый слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук?
Произнесите первый звук из первого слова, а затем первый звук из второго слова. Сравните их звучание.
Дети чётко произносят [в] и [в’].
— Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (Это звонкие согласные звуки [в] и [в’]. Звук [в] может быть твёрдым и мягким.)
Рассмотрите предметы, произнесите их названия, найдите в словах новые звуки, укажите их место и расскажите о них всё, что знаете: вагон, вагончик, паровоз, паровозик, Ромашково, ветер, верба, веточка, ветка, дерево, цветы, веник, боровик, трава, травинка, василёк.
Как на письме обозначаются звуки [в] и [в’].? (Буквами В, в.)
На что похожи буквы В, в?
Дети читают стихи.
Вот буква В видна вдали К единице три приставили.
Красивая, витая. Что за букву мы составили?
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая. (С. Маршак)
— Напечатайте букву В, в в тетради для печатания. Отгадайте загадку и узнаете, как называется этот цветок.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василёк)
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера — вербу,
Ясень — … (Вася)
Кто же посадил ясень? (Вася.)
Как изменится имя мальчика по мере того, как он растёт? (Василёк, Васенька, Вася, Василий.)
Как из цветка получилось имя мальчика, отчество, фамилия? (Название цветка пишется с маленькой буквы, имя Вася — с заглавной буквы, отчество Васильевич, фамилия Васильев.)
Из кассы возьмите буквы В, в. Какие буквы подойдут к имени, к названию полевого цветка? Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
Выберите несколько картинок, назовите предметы. (Вагон, трава, веник, боровик, дерево.)
Произнесите слова по слогам. (Ва-гон — 2 части, тра-ва — 2, ве-ник — 2, бо-ро-вик — 3, де-ре-во — 3.)
Каждая часть слова, которая произносится одним выдохом воздуха, называется слогом. Говорят так: «ва-гон» — в этом слове два слога. Первый слог ва-, второй слог -гон. Разделите на слоги следующие слова: ворота, двери, ставни, вратарь. Объясните значение слова ворота. (Это ворота во двор. Это ворота на футболе. Ворота в сказочный дворец. Ворота в море.)
Обратите внимание, как раньше писали букву в. Прочитайте слоги с буквой в. Какой слог выделяется среди всех слогов и не похож на остальные? (Это слог ви. Тут звук [в’] мягкий, а во всех остальных слогах звук [в] читается твёрдо.)
Прочитайте слова в столбиках (с. 69). Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это имена людей. Эти слова пишутся с заглавной буквы.)
Произнесите первое имя по слогам. (Во-ва.)
Сколько здесь гласных букв? (Две — о, а.)
Прочитайте первое слово во втором столбике. (Вот.)
Сколько слогов? Сколько гласных? Сделайте вывод о количестве слогов в словах. Есть ли какая-то закономерность? (Одинаково в словах число гласных и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Дети рассматривают рисунок на страницах 68-69.
— Кто играет в футбол? (Зайцы, лисёнок, медвежонок, бобр.)
Как называется игрок, который стоит в воротах? (Вратарь.)
Где мы слышим звук [в]? (Звук [в] слышим в первом слоге.)
— Дайте характеристику новому звуку. (Звук [в] — согласный, твёрдый.)
Как называются те, кто болеет за своих игроков? (Болельщики.)
Как ещё различаются игроки на поле? (Одни нападающие, другие защитники и полузащитники. Есть ещё судья.)
Прочитайте предложения (с. 69) «цепочкой». Можно ли эту группу предложений назвать связным текстом? (Это текст. Все предложения связаны между собой по смыслу.)
— Кто из мальчиков принимал участие в игре? Какую роль они выполняли в команде игроков? Мальчики играли в одной команде? Откуда это видно? Кто судит матч? (Судья.)
Кто кричит последние слова в тексте? (Болельщики.)
Один человек кричит эти слова? (Нет это разные люди. Болельщики есть у Славы и у Вовы. Это разные люди.)
Кто из вас любит смотреть футбол? За какую команду вы болеете? С кем вы посещаете футбол? Занятия спортом воспитывают выносливость, развивают ловкость. Особенно выделяется футбол. Что кричали болельщики Славе? (Слава, лови!)
Замените имена мальчиков на название игроков: нападающий, вратарь и т.д. Какую роль они выполняют в игре? Выделите новые звуки из слов вратарь и лови.
Дети дают характеристику новым звукам.
— Проведите слого-звуковой анализ слов в предложении: Вратарь, лови! Составьте его схему.
Что мы узнали о новых звуках? (Звук при произнесении встречает препятствия — значит это звук согласный. Произносится с голосом и шумом — значит это звонкий звук. Звук [е] может быть твёрдым и мягким.)
Возьмите синюю и зелёную карточки. Какой звук [в] слышится в названии этих предметов? Укажите карточкой.
Слова для работы: вилка, веник, варежки, иван-чай, вероника, дверь, вишня, Тверь, вьюнок, ваза, телевизор, ворона, вереск, зверобой, виноград, Волга, василёк.
— Разделите названия цветов и травянистых растений на слоги. Что же такое слог и сколько в слове бывает слогов? Послушайте стихотворение Тима Собакина «Цветы». Что произойдёт, если люди не будут беречь природу?
Учитель раздаёт детям листочки с текстом.
Цветы
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок,
Если ВСЕ: и Я , и ТЫ —
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и ТЫ,
Если МЫ сорвём цветы.
О чём это стихотворение? Почему может произойти такая страшная беда? Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Почему про некоторые растения говорят, что они занесены в Красную книгу? Почему их туда заносят?
Учитель может дать пояснение о значении Красной книги.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Напечатайте под диктовку слоги и сделайте вывод о звуках [в], и буквах В и в.
Учитель читает слоги: ва, вав, во, ву, вув, вы, выв, ей, вив, ав, ов, ув, ыв, ив.
— Составьте из двух групп букв слова. Объясните сходство и различие схем слов.
Дети дают объяснение.