Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Поделиться:

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [л], [л’]. Буква Л, л.»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети научатся выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л] и [л’];

• находить в словах новые звуки [л], [л’];

• давать полную характеристику новым звукам;

• познакомятся с буквами Л, л;

• сформируют навык чтения слов и предложений на диапазоне всех изученных букв;

• научатся выделять слоги в словах и ставить ударение;

• научатся составлять несколько связанных между собой предложений.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Сколько букв русского языка мы уже изучили? (9 букв.)

Сегодня мы изучаем 10-ю букву.

Запишите буквы гласных, с которыми согласные читаются твёрдо. Запишите буквы гласных, с которыми согласные читаются мягко. Запиши буквы звонких согласных звуков. Запиши буквы глухих согласных звуков.

2. Мотивация учебной деятельности

— Я могу подсказать вам, что буква, которую мы будем сегодня изучать, будет стоять рядом с н.

Что это будут за звуки? Дайте им характеристику. 0 правильности ответа узнаем в конце урока.

3. Работа по теме урока

— Прочитайте пословицу и объясните её значение. «Люди рады лету, а пчела — цвету».

Выделите первые звуки в словах люди, лето и первый звук во 2-м слоге слова пчела.

Дети рассматривают картинки с изображением веточек сирени, черёмухи, липы, калины, рябины и изображением цветов: ромашки, фиалки, ландыши, колокольчики, гусиные лапки, фиалки, васильки, лён полевой, ленок садовый. Вокруг вьются пчёлы, шмели, осы. Несколько иллюстраций с занятиями людей летом: купаются, загорают на пляже, ловят рыбу, катаются на лодке, водных лыжах.

— Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах- отгадках. Запишите схему слова. Укажите ударный слог. Назовите ударную гласную.

Дайте характеристику звукам [л], [л’].

В птичник повадится —

Жди беды.

Рыжим хвостом

Заметает следы. (Лиса)

— Кто на своей голове лес носит? (Лось)

Паренёк синеглаз нам рубашки припас. (Лён)

Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыши)

Летом вырастают, а зимой опадают. (Листья)

Составьте слова из слогового лото. (Кино, Нина, коты, тина, коса, сани, Никита, киты, кони.)

ки

но

ты

та

ни

ко

ти

на

са

— Какое правило помогли нам вспомнить эти слова? (Слова Нина и Никита подсказали нам, что имена людей пишутся с заглавной буквы.) Сколько гласных букв мы уже знаем. (Пять букв.)

На какие две группы можно разделить гласные, которые мы изучили? Почему? (С буквами а, о, у, ы согласные читаются твёрдо. С гласной буквой и согласные читаются мягко.)

Отгадайте загадку.

Красота всего парка.

Людям — тень, если жарко.

Даст резную посуду

И подлечит простуду.

Что это? (Липа)

— За что люди любят дерево липу? (Липа украшает парки, даёт пчёлам мёд, лекарство для человека (липовый чай). Из дерева липы вырезают ложки и другие вещи. Липа очень мягкое дерево.)

Среди группы рисунков найдите дерево липу. Выполните графическую схему этого слова. Обозначьте слоги, ударение. Произнесите первый слог. Какой первый звук вы слышите? Какой это звук? (Это согласный звук. Он произносится с препятствиями.)

— Как располагаются язык, зубы при произнесении нового звука? (Кончик языка прижимается к верхнему нёбу и резко отрывается.)

Произнесите ещё раз новый звук [л’]. Что ещё вы можете сказать о нём? (Звук [л] мягкий, потому что за ним следует гласный звук [и].)

Теперь мы можем составить звуковую схему слова липа. Послушайте стихотворение Л. Воронько.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой —

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом —

Береги меня.

— Подумайте, как его можно озаглавить? (Это стихотворение про маленькую липку. Назовём стихотворение «Липка».)

Рассмотрите изображение деревца — маленькой липки. Выполните слоговой анализ этого слова. (Липка — в этом слове два слога. Первый слог лип-, второй слог -ка. Ударный первый слог.)

Можно ли из первой звуковой схемы сделать схему к новому слову липка? (Нужно добавить звук [л]. Звук [п] — согласный твёрдый. Он примыкает к слогу-слиянию ли.)

Произнесите новый звук ещё раз и подумайте, что ещё мы можем Рассказать о новом звуке? (Звук [л] —звонкий.)

— Что ночью сверкает и всё освещает? (Луна.)

Какой звук вы слышите в начале слова? Расскажите, какой это звук. (Звук [л] — согласный, твёрдый, потому что за ним слышится звук [у]. Он звонкий.)

Составьте звуковую схему слова луна. Послушайте стихотворение И. Гончарова и назовите слова, в которых вы слышите звуки [л] и [л’].

Не шумите… тише…

Тише…

Вот уже который год

Ласточка у нас под крышей

Гнёздышко весною вьёт.

С какой интонацией вы читали бы это стихотворение? (Ласково. Нежно. Ласточка вьёт гнёздышко. Скоро в нём появятся птенчики.)

Составьте слоговую схему к слову ласточка. Выделите звук [л]. Укажите местонахождение нового звука. Дайте характеристику этому звуку. Начертите графическую схему слова. Где слышится звук [л] в слове? Этот звук согласный, твёрдый, звонкий. Послушайте ещё стихотворение.

— Спой мне, ласточка, — прошу,

А она в ответ:

— Спешу! —

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула.

(В. Бардадым)

— Из чего ласточка строит своё гнездо? (Из глины.)

В каких словах вы слышите звук [л]. Расскажите, какой он? (Ласточка — звук [л] — твёрдый. Клювом — [л’] мягкий. Глины — [л’] — мягкий…)

Послушайте стихотворение В. Кожевникова и постарайтесь запомнить несколько слов, в которых вы услышали новые звуки [л], [л’].

Лисёнок проснулся

и вышел умыться.

Вдруг видит, а в луже

другая лисица.

 

Он вежливым был.

Извинился к тому же:

— Пойду поищу-ка

свободные лужи!

Назовите слова, в которых слышите звуки [л], [л’]. Приготовьте карточки со звуками [л], [л’]. Проведём слуховой диктант. Слушаем стихотворение и выкладываем на столе звук [л] или [л’]. После каждого предложения проведём проверку выполненной работы.

Вот мы и познакомились ещё с новыми звуками. Расскажите, что вы о них знаете. (Звуки [л], [л’]  согласные, звонкие, могут быть твёрдыми, могут быть мягкими.)

Мы с вами хорошо поработали. У нас должна получиться очень красивая картина. Давайте вспомним всё, над чем мы работали на уроке. Составьте предложения про предметы, которые я буду выставлять на доске, и выполните их графическую схему. Вот первый предмет: 

липка.

Дети составляют предложения. (Возможные варианты ответов даются в скобках.)

На полянке выросла маленькая липка. (Выросла маленькая стройная липка.)

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Летом на липке появились жёлтые цветочки. (Летом на липке появились душистые цветочки. Летом липка зацвела.)

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Утром к липке прилетели пчёлки. (Утром к липке прилетели пчёлки собирать мёд.)

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Пчёлы собирали душистый липовый нектар.

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Дедушка Вася собрал из улья сладкий мёд.

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

Хорош мёд! Дедушка угощал нас сладким медком. (Спасибо, липка, за сладкий мёд.)

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук л, буква Л

— Вот и получился у нас с вами очень интересный рассказ. Сегодня мы познакомились с новыми звуками. Какой буквой обозначаются эти звуки? Для чего нам необходима заглавная буква Л?

— Прочитайте слоги с новой буквой (с. 59). В каких слогах- слияниях звуки произносятся твёрдо? (Ла, лу, ло, лы.)

В каких слогах звук [л’] читается мягко? (В слоге-слиянии ли.)

Назовите, в названии каких предметов звук [л’] читается мягко. (В слове руль.)

В какой части слова мы слышим этот звук? (На конце слова.)

Прочитайте слова в столбиках.

Назовите предметы. (Куклы, стол, стул.) Есть ли в этих словах звук [л]? ([л] — твёрдый согласный.)

Прочитайте слова. Чётко и чисто произносите звук [л].

Прочитайте текст цепочкой.

Что вы узнали из текста? Нарисуйте словесную картину. Озаглавьте текст. (Маленькая мама.)

Прочтите слова, в которых есть звук [л’]. (Оли, уснули.)

Слово уснули измените так, чтобы звук [л] слышался твёрдо. (Кукла уснула. Ребёнок уснул.)

Рассмотрите картинку (с. 58). К какому произведению относится иллюстрация? («Краденое солнце».)

Прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Послушайте другие отрывки. Чем закончилось произведение?

Назовите все слова, в которых есть буква л. Назовите звуки, которые она обозначает?

— Придумайте слова, оканчивающиеся на звук [л’] (Соль, моль, даль, пыль, щель, цель, роль, метель…)

Придумайте имена людей, начинающиеся с буквы Л. Звуковой карточкой просигнальте, какой звук [л] слышится в этом имени. (Лиза, Лида, Лёня, Ляля, Лариса, Лёва, Люда, Лаврентий, Людовик…)

В каких именах буква л спряталась в середину или в конец слова. (Кирилл, Павел, Аля, Коля, Поля, Пелагея, Мила, Оля, Алина, Золушка.)

Правописание какой орфограммы мы повторили? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных.)

Отгадайте загадку и объясните, какое ещё значение имеет это слово- отгадка? Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… Что это? (Это лук. Лук — огородная зелень.)

Какое значение имеет ещё слово лук? (Лук — детская игрушка.)

Знаете ли вы мальчика-луковку из произведения Джанни Родари? (Это Чиполлино.)

Прочитайте предложения в середине с. 60. Какое значение имеет каждое слово лук?

Расскажите всё, что вы знаете о букве л. Подчеркните букву л. На что она похожа?

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна.

(Г. Виеру)

 

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

(В. Степанов)

— Прочитайте слова, записанные на доске.

ла            лак       лаки      кто       так       стук

ли            лик       лики      кот       тук       куст

— Закончите фразу. Слова начинаются на букву л. В зоопарке разные звери: вот рыжая (лиса), сильный царь зверей (лев), гордый и красивый (лось), белокрылый (лебедь)…

А сейчас игра (с. 60). Продолжим столбик: ы — ? и — ? н — ? т — ? с — ? к — ? (С буквой ы нельзя составить слово; с буквой и — индюк и т.д.)

Прочитайте слова (с. 60).

Напечатайте предложение со словами Алик, Алла и т.д. (Оса укусила Алика и т.д.) Поставьте ударение в словах.

Самостоятельно прочитайте текст на доске. Оцените своё чтение.

Мама — лама. У ламы сын. Сынок мал и мил.

— Кто такая лама? Кто был у ламы? (У ламы был сынок.)

Каков был сын ламы? (Он был мал и мил.)

Прочитайте выразительно текст. Найдите слова со звуками [л’] и [л].

4. Рефлексия учебной деятельности

— В начале урока мы говорили о месте новой буквы на ленте букв. Согласные звуки [л], [л’] встанут в первом ряду, рядом с буквой н. Охарактеризуйте их вместе.

Чем отличается произношение звуков звонких и глухих?