Урок №8. Обучение грамоте в 1 классе. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся свободно высказывать свои мысли;
• научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
• познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;
• научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;
• научатся правильно выполнять слогоделение слова;
• познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
• научатся составлять схемы слов, состоящих из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— С какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Нас окружает множество звуков: скрип, шорох, шелест, всё имеет свои звуки.)
Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
2. Мотивация учебной деятельности
— Рассмотрите и назовите предметы. Какие звуки вы слышите, называя картинки на доске?
Мотоцикл: Р-р-р! Кошка: Мяу! Мальчик: Ах!
3. Работа по теме урока
— Я назову вам звук, а вы придумайте картинку, на которой предмет может издавать этот звук.
Поочерёдно учитель называет [а], [у], [о], [и], [ы], [э].
— Поможем каждому герою произносить эти звуки. Как они произносятся?
Прослушайте про них стихотворение.
Все певцы и певицы распеваются на этих звуках. Споём песенку «В лесу родилась ёлочка» на [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Звуки, которые произносятся легко, свободно, с помощью голоса, называются… (Гласными звуками. Эти звуки легко тянутся, поются.)
А теперь послушайте стихотворение Н.М. Бетеньковой о звуках и постарайтесь его запомнить.
А, О, У, Э, Ы, И. (Дети произносят звуки напевно.)
Звуки гласные мои. (Разводят руки и прижимают к груди.)
Их не трудно перечесть. (Считают пальчики на руках.)
Гласных звуков ровно шесть. (Показывают шесть пальцев.)
Мы будем петь эту песенку и запомним 6 гласных звуков.
В слове ум первый звук [у] — гласный. Второй звук — [м]. Будет ли он гласным? (Нет. Этот звук произносится с голосом, но с препятствиями, трудностями. Он согласный.)
Я называю слова, вы хлопаете тогда, когда слышите слово, начинающееся с гласного звука: аист, машина, ирис, урок, кукла, Оля, эхо, шишка.
Далее следует игра-наоборот. Дети хлопают только тогда, когда слово начинается с согласного звука: утро, кино, фонарик, астра, игры, щенок, носорог.
— Чтобы гласные и согласные звуки не путались, мы будем в схемах использовать красный квадратик вместо гласного звука. Произнесите слово урок. Разделите его на слоги. (У-рок.)
Расскажите о первом слоге. Что можно рассказать о втором слоге? (Это слог -рок. В нём три звука: [р-о-к].) Выкладываем карточки звуков: [р] — согласный звук — белый квадратик; [о] — гласный звук — красный квадратик; [к] — согласный звук — белый квадратик.)
Прочитайте слово урок по схеме. Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога. Какой слог ударный? На какой звук падает ударение? (На второй слог, на гласный звук [о].)
Какой гласный звук безударный? (В 1-м слоге, звук [у].)
Что мы узнали про гласные звуки? (Гласные звуки в слове могут быть ударные и безударные. Ударение всегда падает только на гласный звук.)
Аналогично проводится работа со словом школа.
— Свой кроссворд мы назовём «Бе-ге-мот». Под картинкой «Бегемот» 7 пустых клеточек в строчку, клеточки с согласными звуками затемнены. (Это сделать вместе с детьми). Произнесите это слово медленно и проверьте количество звуков в этом слове.
Я обозначу согласные звуки буквами и поставлю их в клеточки. Проверьте, правильно ли мы обозначили согласные звуки.
Обратите внимание на то, что от согласных букв вниз идут клеточки, в которые должны уместиться названия животных, птиц.
Внимательно посмотрите — на картинках гуси, тигр, мыши, белка. Определите место этих животных в кроссворде. Называйте слово и ставьте точки в клеточки. Вниз прикрепите картинку с соответствующим животным.
С каких звуков начинаются все эти слова? (С согласных.)
Какие звуки выделены красным цветом? (Гласные.)
Рассмотрите схемы, которые составлены к кроссворду. Определите, схема какого слова отсутствует.
Заполните кроссворд.
— Поставьте в схеме ударение. В каком слоге находится безударный гласный звук? В каком слоге — ударный гласный?
— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.) Вспомните стихотворение о гласных звуках. Сколько гласных звуков
мы знаем? (6 гласных звуков.)
Рассмотрите картинки: рак, сом, жук, сыр, кит, мэр. Поднимите красную карточку, чётко назовите гласный звук в каждом слове.
Гласные звуки поются, тянутся, произносятся свободно, открыто. Сколько гласных звуков мы выделили из слов? (Шесть звуков.)
Какие ещё звуки есть в русской речи? (Согласные звуки.)
Откроем с. 15 учебника. Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и присядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет беседовать. Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло над нами свои добрые ветви? Послушайте и отгадайте загадку: «Стоит над водою трясёт бородою». Что это? (Ива.)
Выполните звуковой анализ слова и-ва. Какой слог первый? Второй? Сколько звуков в первом слоге? Какой это звук? Произнесите его. (Это гласный звук [и].)
Составьте схему, обозначающую этот звук. (Дети поднимают вверх красный квадратик.)
Из каких звуков состоит второй слог? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.
Дети один за другим или хором произносят слог -ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного звука [в] и гласного звука [а].)
Эти два звука, согласный и гласный, сливаются при произношении. Слог -ва произносится на одном дыхании, два звука произносятся друг за другом, как бы сливаясь вместе. Такое звучание называется слиянием, например па, ши, но, лу. Обозначать слияние согласного с гласным будем так:
Составим схему слова ива
Теперь отправимся дальше. Мы не можем перейти на другую сторону реки, пока не выложим схему очень нужного слова. Отгадайте загадку: «Я на том берегу и на этом берегу. Через речку перебраться я тебе помогу». Что это? (Мост.)
Произнесите слово. Сколько в нём слогов? (Первый звук [м] — согласный звук — положим белый квадратик.)
Второй звук? Третий? Назовите последний звук.
Сливаются ли звуки в этом слове? (Да.)
Как мы обозначим слог-слияние?
Дети заменяют два квадратика на единую карточку слога- слияния.
— А что происходит со звуками [с] и [т]? (Они просто присоединяются к слогу-слиянию.) Они примыкают к слогу-слиянию.
Давайте перейдём по мостику на другой берег и тихонечко подойдём к деду Макару. Произнесите имя деда: Ма-кар. Составьте схему этого слова.
Дети самостоятельно составляют схему слова Макар.
— Назовите первый слог. Какую схему вы взяли для этого слога? (Слог-слияние, согласный [м] и гласный [о].)
Аналогично проходит работа со вторым слогом.
Далее выполняются упражнения для закрепления схем со слогами- слияниями и звуками-примыканиями.
— Какую рыбу поймает сейчас дед Макар? Эта рыба — гроза для всех маленьких речных рыбёшек? (Щука.)
Произнесите слово. Выполните звуковой анализ слова. Составьте схему слова щука. Объясните, почему именно так составили схему. (Получилась схема из двух слогов-слияний.)
Кто это так шумно плюхнулся в воду? Кто так захлопал крыльями и закричал? Кто распугал всю рыбу деду Макару? Послушайте загадку и узнаете, кто повстречался нам на пути: «Длинная шея, красные лапки. Щиплет за пятки, беги без оглядки». Кто это? (Это гуси.)
Послушайте чудесное стихотворение Н. Костарева.
Га-га-га! — гогочет гусь. — На гусят и на гусыню
Я семьёй своей горжусь! Всё гляжу — не нагляжусь.
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусятки, гусята.)
Произнесите любое слово по выбору и самостоятельно составьте звуковую схему.
Как ещё называют птиц, которые хорошо умеют плавать? (Водоплавающие.)
— Давайте покинем речку и отправимся в уютный домик. Послушайте, кто это так громко и заливисто кричит, собирая своё семейство на покой? Отгадайте-ка загадку: «Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, и он замолчал». Кто же это? (Это петух.)
Как мы назовём эту группу птиц? (Это домашние птицы.)
Назови всю семью петуха. (Куры, петух, цыплята.)
Они очень хорошо умеют доставать червяков из земли, но что они совсем не умеют делать? (Плавать.)
Вернёмся к картинке «Куры» (с. 14). Произнесите это слово по слогам.
Выполните звуко-буквенный анализ слова. Прочитайте по схеме.
Учитель ведёт указкой по звуковой схеме, дети чётко произносят все звуки.
— Каких ещё домашних птиц мы можем встретить во дворе? (Индюшек, уток, цыплят.)
Прочтите: «Индюки сошлись у ивы: / Ишь, как мы с тобой красивы!» Что же объединяет всех этих птиц? (Они домашние.)
Какие птицы похожи на платочки в небе? (Голуби.)
Это какие птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашними, так и дикими.)
Во время войны голубей использовали для доставки почты. Почтовые голуби всегда возвращаются домой. Выполните звуко-буквенный анализ слова голуби. Чем интересно слово? (В нём 3 слога-слияния.)
Рассмотрите страницу 15. О каких птицах мы ещё не рассказали? (Обо всех. Или: ос забыли.)
А кто такие осы? (Насекомые. У насекомого 6 лапок.)
Кого мы видим на первом плане картины? Чем они заняты? Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
Но вот на деревню спускается вечер. Нам пора возвращаться в город. Нужно торопиться на станцию. По дороге Рома зацепился за куст… и его брюки украсила великолепная брошь. Отгадайте, что это за растение?
Читает ребёнок. Составляется схема слова.
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)
Лариса быстро из огромного лопуха сделала себе на голову… (Шляпу.) Произнесите слово шляпа хором.
Сима решила понюхать эти красивые синенькие цветочки-колючки, и вдруг девочка замахала руками и спряталась за наши спины ой-ой. Кто напугал девочку? (Оса.)
Составьте схему к слову оса. Проверьте по учебнику.
Дети смеются и говорят Симе: «Не зная броду, не суйся, Сима, в воду». Когда мы так говорим? Употребляйте эту пословицу в своей речи. Вот и закончилось наше замечательное путешествие!
4. Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи? Как мы произносим гласные звуки? Согласные звуки?
Какие два звука образуют слог-слияние? Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние? Если за гласным звуком мы произносим согласный звук, будет ли это слог-слияние?