Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: Что такое хвоинки?

Цели: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; учить различать лиственные и хвойные деревья, описывать дерево по плану; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать дерево по плану; различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать сосну и ель.

Оборудование: кроссворд, школьный словарик «Растения России»; у учащихся — гербарии с листьями, ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, лупа, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

Ребята, наш Муравьишка подслушал разговор листьев.

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

— Мы с кленов…

— Мы с яблонь…

— Мы с вязов…

— Мы с вишен…

— С осинки…

— С черемухи…

— С дуба…

— С березы…

Везде листопад:

На пороге — морозы!

Ю. Капотов

— С каких деревьев опали листья? Назовите их. Покажите эти листья.

(У учащихся гербарии с листьями.)

2. Кроссворд «С какого дерева этот лист?»

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России

Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Клен. 4. Осина.

III. Самоопределение к деятельности

— Муравьишка приготовил для вас загадки. Отгадайте их.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

 

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

— К какой группе можно отнести эти растения? (Это тоже деревья.)

— Чем они похожи? (У них иголки.)

— Кто знает, как называется эта группа деревьев? (Хвойные.) (Если учащиеся не могут ответить, называет учитель.)

— А почему хвойные? (Ответы детей.)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О хвойных деревьях.)

— Прочитайте тему урока на с. 30 учебника. (Что такое хвоинки?)

— Прочитайте, чему мы должны научиться.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 30. Перечислите названия деревьев, которые вы узнали. (Береза, дуб, клен, ель.)

— Какое дерево здесь лишнее? Почему? (Ель, потому что вместо листьев у нее иголки.)

— Перечислите известные вам хвойные деревья. (Ель, сосна.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 19).

— Рассмотрите фотографии деревьев. Прочитайте названия. На какие две группы можно разделить все деревья?

— Выполните задание.

— Что вы можете сказать о лиственнице?

— Почему это дерево назвали лиственницей? (Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же, как листья березы, клена и других деревьев.)

V. Физкультминутка

Что растет на елке?

(Поднять плечи и опустить.)

Шишки да иголки.

(Растопырить пальцы.)

Разноцветные шары

(Показать пальцами шар.)

Не растут на елке.

(Потрясти кистями рук.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

— А чем отличается ель от сосны? (Ответы детей.) Сейчас мы вместе попробуем в этом разобраться.

(Каждая группа получает ветки, хвоинки и шишки ели и сосны.)

— Рассмотрите ветви сосны и ели с помощью лупы. Чем они различаются? (У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче. У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны — по две.)

(Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 20, № 2) и сообщают о результатах своей работы.)

— Рассмотрите рисунок на с. 31.

— Попробуйте в парах описать каждое дерево по плану. Договоритесь с соседом, какое дерево вы будете описывать.

(План можно записать на доске.)

Пример описания

Ель — это хвойное дерево. Общий вид его можно сравнить с треугольником: вверху веточки маленькие, а к низу увеличиваются в размерах. Ветки расположены по всему стволу. Хвоинки ели короткие, а шишки длинные.

(На уроке заслушиваются четыре-пять описаний.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№3 (с. 20).

— Рассмотрите веточки. Как вы думаете, от каких они деревьев? Назовите особенности хвоинок каждого дерева.

— Выполните задание.

3. Работа со школьным словариком «Растения России»

(Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о тех деревьях, с которыми учащиеся познакомились на уроке: о ели (с. 21), лиственнице (с. 37), сосне (с. 63). Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией об одном из деревьев. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о деревьях.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 31, в рамке).) — Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

— Приведите примеры лиственных деревьев.

— Приведите примеры хвойных деревьев.

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 21).

2. Найти описание хвойных деревьев и прочитать о них в школьном словарике «Растения России». Рассказать родителям о хвойном дереве по плану.

Дополнительный материал

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.

Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил их. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки.

Лиственница

Королевой сибирских лесов люди называют лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали соборов Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 — 500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже — как бы каменеет.

Листья и хвоинки

Изменение окраски листьев связано с глубокими изменениями в жизнедеятельности листовых тканей. В клетках здорового листа содержатся зеленый (хлорофилл) и желтый пигмент.

Хлорофилл преобладает, что и обуславливает зеленый цвет листа. С наступлением холодов хлорофилл разрушается, и на первый план выступает желтый пигмент. У некоторых растений к тому же происходит новообразование красного пигмента. Сочетание различных оттенков красного и желтого пигмента и придает листьям такое разнообразие окраски.

Вместе с разрушением хлорофилла лист перестает быть «лабораторией» образования органических веществ. Ранее накопленный крахмал, а также белки, жиры, сахар отводятся к местам запаса, а их место в листьях занимают ненужные растению продукты обмена, которые удаляются вместе с листьями. Поэтому листопад можно рассматривать и как выделительную функцию растений.

Сбрасывая листья, растения спасаются от физической засухи. Дело в том, что листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов сильно охлаждается почва, а вместе с ней и находящаяся в ней вода. Охлажденную же воду корни растений не всасывают.

Оставшиеся на зиму листья послужили бы источником громадных бедствий для растений. Ветви не выдержали бы ложащегося на листья снега и сломались. Хвойные же деревья благополучно переживают зиму без листопада.

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, пропитанной пробковым веществом. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев и кустарников. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы слишком мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких листьях. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева под наклоном. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают вниз.

Автор: Максимова Т. Н.