Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Поделиться:

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить с правилами поведения на лугу и в лесу; дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей на лугу и в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Оборудование: картинки с изображением цветущего луга, леса или видеофрагменты; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Почему мы любим своих домашних питомцев?

— Какие предметы, необходимые для ухода за кошкой, вы можете назвать?

— Какие предметы, необходимые для ухода за собакой, вы можете назвать?

— Как называется врач, который лечит кошек и собак?

— Какие правила гигиены нужно соблюдать при общении с животными? (После общения с животными помыть руки.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает картинку с изображением цветущего луга или короткий видеофрагмент.)

— Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу? (Жужжание насекомых, пение птиц…)

— А что бы мы увидели? (Цветы, бабочек, травы…)

— А что бы мы почувствовали? (Запах цветов, легкий ветерок…)

— Послушайте стихотворение.

Что растет?

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ — как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Г. Лагздынь

(Учитель показывает картинку с изображением леса или короткий видеофрагмент.)

— Что бы мы услышали, если бы оказались в лесу? (Пение птиц, шум деревьев…)

— А что бы увидели? (Деревья, лесных животных…)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О луге и лесе.)

— Прочитайте тему урока на с. 46, 48 учебника. (Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, какие вы знаете цветы? Назовите их. (Ромашка, колокольчик, одуванчик, василек…)

— Каких вы знаете бабочек? Назовите. (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)

— Где вы их встречали в природе? (Ответы детей.)

— Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте, какие могут быть у них названия. (Ответы детей.)

— А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя.

(Работа в парах. Самопроверка по учебнику (с. 88).)

— Отгадайте загадку.

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.

Но теплой весной я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)

— Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.

(Класс делится на две группы. Первая группа описывает рисунок слева, вторая — рисунок справа.)

Примерные рассказы детей

1. На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.

2. На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» — сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.

— Сделайте выводы. (Ответы детей.)

— Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем?

(Учащиеся или учитель читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что…» (с. 47).)

— Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. (Ответы детей.)

— Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (Они не могут жить друг без друга.)

— Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47.

— Придумайте сказочную историю по рисунку над этим текстом. (Заслушиваются две-три истории.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 30-31).

(Работа в группах.)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте задание. Обсудите его с товарищами.

— Выполните задание.

(Проверка.)

— Названия каких цветов вы знали? Названия каких цветов вы узнали с помощью атласа-определителя?

— Какие цветы вы видели в природе?

№2 (с. 31).

(Работа в группах.)

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте задание.

— Выполните задание, посоветовавшись с друзьями. (Проверка.)

— Названия каких бабочек вы знали? Названия каких бабочек вы узнали с помощью атласа-определителя?

— Каких бабочек вы видели в природе?

№3 (с.32).

— Рассмотрите изображение луга. Раскрасьте рисунок так, чтобы луг стал нарядным, красивым.

№4 (с. 33).

— Рассмотрите рисунки. Попробуйте оценить эти поступки. (Ответы детей.)

— К чему они могут привести?

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Игра «Озвучь картинку»

А теперь мы очутились в лесу. Прислушайтесь. Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.

— Рассмотрите рисунок на с. 48 учебника. Попробуйте озвучить, оживить ее.

(Несколько учеников озвучивают шелест листвы (они произносят: ш-ш-ш). Другая группа детей голосом передает пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, фью-фью-фью и т. д.). Кто-то из ребят жужжит, как насекомые (ж-ж-ж).)

2. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение.

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину — сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех — сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошел себе, довольный,

А бедной белке

И смотреть

На это было больно.

Г. Ладонникова

— Правильно ли вел себя в лесу человек? Чего он не знает? (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунок на с. 49. Давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину.

— К каким последствиям может привести шум в лесу?

(Работа в парах. Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что…» и высказывают свои предположения. Самопроверка по учебнику (с. 89).)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 34).

— Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Как ведут себя ребята?

— Какое правило забыли дети?

— Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

№2 (с. 34).

— Рассмотрите рисунок.

— Что обозначает знак, который сделал Муравьишка Вопросик?

— А какой знак придумали бы вы? Нарисуйте его. Объясните, что он обозначает.

VII. Рефлексия

(Класс делится на две группы. Первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе — в лесу, с частицей «не»: не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите; не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте Деревья и т. д.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.)

— Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Чтобы не нарушать жизнь его обитателей.)

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 33).

2. Придумать стихотворение или загадку о цветке, бабочке или о лесе.

3. Придумать знак «Не шуми в лесу!», «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!».

4. Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 50—51).

Дополнительный материал

Как один художник рисовал лес

— Что такое лес? — размышлял художник. — Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

— Это не лес! — послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. — Без цветов, без трав — не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? — опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а еще — кусты и ягоды, — не унимался старичок- Лесовичок.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

— Нарисуй жабу и ящерицу!

— Нет, — сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

— Вот это лес! — сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

* * *

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,

Качает цветы ветерок на бегу…

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу!